ГЛАВА 2

КУЗНЕЦК ПРАВОСЛАВНЫЙ: ХРАМЫ, ПРИХОДЫ, ПРИЧТ

2. 3 Церкви особого служения

Церковь Успения Божией Матери на Кузнецком кладбище. Надвратная церковь Пророка Илии и часовня в Кузнецком тюремном замке.

 

Церковь Успения Божией Матери на Кузнецком кладбище. Городская церковь Успения Божией Матери, приписная к Кузнецкому собору, былазаложена 26 июня 1807 г. на месте ветхой часовни с благословения Тобольского архиепископа Варлаама, освящена 19 июня 1837 г. Непосредственное наблюдениеза строительством осуществлялпротоиерей Яков Никитович Арамильский.Храм построен тщанием горожан, значительную материальную помощь при строительстве оказали Д. С. Хабарова и

Ф. З. Ананьин (131). Д. Хабарова желала увековечить память умершего отца и фактически выступила инициатором строительства. Церковь строили достаточно долго, тридцать лет, Хабарова умирает и после её смерти помощь в строительстве оказывает мещанин Ф. З. Ананьин.

Знаковой частью любогогорода является кладбище. Кузнецкое кладбище появилось не сразу. И. Конюхов вспоминает: «В прежние времена усопшие клались при церквах, а ныне за городом в кладбище при вышесказанной Успенской церкви, но с какого времени, сказать не могу, потому что сам того не упомню и ни от кого не слыхал. А из надгробных памятников видно, что при прежних деревянных церквах были похороняемы усопшие, при Одигитриевской в 1764 году, а при Спасо-Преображенской 1781 году, из чего можно заключить, что усопших начали похоронять в нынешнем кладбище в исходе минувшего столетия, а также из того, что я с малолетства начал помнить в кладбище уже ветхую часовню. Кладбище сие обнесено новою ныне существующей оградою около 1838 года на месте старого довольно ветхого, с прибавлением вновь места» (132).

Отмечу ещё раз, что сохранившиеся архивные материалы, содержат большой объём негативной информации – доносы, жалобы, сообщения о недолжном поведении священноцерковнослужителей и т. п. Сведения о духовно-нравственной жизни в епархии достаточно обширны, но православная культура, в силу культивирования принципа смирения и трепетного отношения к святыне, не стремится «выпячивать» плоды духовной жизни. Специфика рассматриваемого храма состоит в том, что он находится на месте «человеческой немощи», результатом которой является болезнь, старость и, наконец, смерть. Сделаем некоторое отступление от непосредственного изложения исторических событий, рассмотрим православное понимание сути смерти и смысла жизни.

Наименование церкви Успения Божией Матери на Кузнецком кладбище не случайно. Священное Предание об Успении Богородицы утешало верующих, показывало пример победы над смертью (133).Смерть, говоря богословским языком, есть результат тлетворного действия греха. Грех или зло есть нарушение воли Бога. Люди стали грешить не сразу. Бог сотворил мир видимый и невидимый, т.е. ангельский. Часть ангелов отошла от повиновения Богу, предводителем этой шайки тёмных духов стал сатана и дьявол. Человек поддался соблазну дьявола не слушаться Бога, т.е. грешить. Грех стремительно удаляет человека от Бога и даже способен завладеть всем его существом.

Духовная культура православия рассматривает первых людей в качестве существ нравственно-безгрешных, подобных ангелам и созданных по подобию Бога.Духовное совершенство первых людей Адама и Евы было столь велико, что им была дана всего одна наилегчайшая заповедь. Скорее всего, в душе человека изначально были все основные духовно-нравственные законы. Особенность состояла в том, что дух не тяготился плотью, а с грехопадением появилась на земле смерть. Грехопадение человека заключается в том, что сам человек выбрал жизнь не по воле Бога, а своей собственной.

Человек был призван быть всё ближе к Богу через возрастание в дарах Святого Духа, что было возможно только через исполнение божественных заповедей и подчинение своей воли Божественному провидению. Через грехопадение человек лишился как богообщения, так и благодатных даров Святого Духа, приобретя лишь смерть и тление. От человека отошел дар мудрости, что видно в том, как человек прятался в саду от призывающего Бога. Человеку стало стыдно общаться с Богом, т.к. человек утратил первоначальный божественный образ. Адам раскаивается в совершенном проступке, желая загладить свой грех, он и его предки реализуют своё молитвенное покаяние через богослужение, носившее жертвенный характер. Человеческие жертвы, нося ограниченный характер, не могли ликвидировать возникшую пропасть между Богом и человеком. Потребовалось Боговоплощение Господа Иисуса Христа для того, чтобы Себя соединить с человеком. Господь принял на Себя человеческую плоть и Своим Божеством освятил ее и, приняв на кресте смерть, принес Себя в жертву за грех всего человечества.

Грехопадение человека связано с самообманом, которому способствовал дьявол. Человек в состоянии искушения все равно продолжает обладать свободой воли. Искушение попускается  Богом для нашего испытания и утверждения в свободе. Человек перестаёт поступать свободно, т.е. по любви и становится рабом греха. Грех приводит к потере райского состояния и подвергается внутреннему опустошению. Человек, пав, изменился, а именно, в нем потускнел и потемнел божественный образ. Спасти человека мог только Бог, но для этого Он должен был родиться среди людей.

Сын Божий не только научил правильно верить, но и спас нас от власти греха, будучи распятым на кресте и воскресшим на третий день. Таким образом, крест является орудием победы Христа над грехом и смертью. Человек, желая избавиться от греха и смерти, идет за Христом, верует во Христа, любит Его и исполняет Его волю. Желая выразить нашу веру во Христа-Спасителя православные осеняют себя крестным знамением во время молитвы и носят на теле крест. Желая выразить благоговение перед Богом, православные христиане во время молитвы стоят, а в знак смирения совершают поклоны. Православие как исторически определенная доктрина объясняет смысл воплощения и значения деятельности Иисуса Христа. П.Новгородцев отмечает: «Православное учение есть учение о силе взаимной любви во Христе, но вместе с тем это есть и учение о свободе во Христе: одно связано с другим, и одно без другого не мыслимо» (134).

Цель христианской жизни состоит в спасении души, что возможно только при живой вере и в совершении добрых дел. Вера первична, а дела вторичны. Православие является верным путем спасения. Для православного христианина доступны все источники благодати, он является наследником блаженной вечности. Быть православным – значит нести большую ответственность, необходимо постоянно оправдывать своё священное звание. Чтобы не отпасть от благодати Божией, необходимо держаться православного вероучения. Православие хранит свет истины христианского вероучения.

Господь – мессия и царь, но Царство Его не от мира сего. Искупительные страдания, принятие греха за людей и смерть Господа на Кресте были необходимы для восстановления человеческой природы, поглощённой смертью. После смерти Господь спускается во ад – единственно возможное место пребывания душ умерших людей. Христос ломает врата ада и освобождает души, с верою ожидавших Его пришествия. В завершение следует отметить Вознесение, которое свидетельствует о возвышении Христом человеческого естества в область непосредственной близости Богу. Любой человек оказывается способен достичь со Христом славы небесной и обожения. Вознесение Христово становится залогом сошествия Святого Духа от Отца в качестве Утешителя. Господь, вознесясь, все равно продолжает особым образом пребывать со своими последователями. Христиане ждут второго пришествия Христа для окончательного установления Царства Небесного.

Время второго пришествия неизвестно, но этому будет предшествовать череда явлений и катастроф, когда земля разрушится. Но гибель того мира приведет к его преображению. Концу мира также будут предшествовать ряд признаков: уменьшение в обществе веры и любви, беззакония, возрастающая борьба зла в лице антихриста против добра. С воцарением Христос будет судить людей, и приговор станет следствием направленности души к добру или злу.

От богословских вопросов перейдем к исторической реальности. Городская церковь Успения Божией Матери от Кузнецкабыла всего в половине версты.Ближайшие к ней церкви: Преображенский Собор, Одигитриевский храм и села Подгороднего Христорождественская в 3-х верстах. Престол в церкви во имя Успения Божией Матери. Церковные службы совершались священноцерковнослужителями Спасо-Преображенского собора по просьбе прихожан и в праздники (135).

Здание одноэтажное, до накатов каменное, сверху достроено деревом с колокольней, к 1861 г.крыша ветхая, в 1878 г.крыша отремонтирована, крыта железом, крепка. Опись церковного имущества велась, составлена 1857 г.,скреплена шнуром и печатьюТДК. Приходно-расходные книги о свечной и церковнойсуммах выданы, первая от 7 декабря 1847 г.за № 3964, вторая в 1878 г.,велись исправно и «хранились в целости» (136).

В 1885 г.Успенская церковь была капитально отремонтирована по разрешению епископа Томского и Семипалатинского Владимира на средства купца второй гильдии Стефана Георгиевича Попова и пожертвования других лиц.После пожара алтарной части, бывшего в феврале 1887 г.,была отремонтирована старанием церковного старосты кузнецкого купца второй гильдии Леонида Никандровича Емельянова и усердием прихожан (137).

В 1892 г.церковь утварью по назначению достаточна:облачений священнических и риз 5, подризников 5, стихарей 4, орарей 5, поручней 3, потир серебряный вызолоченный с принадлежностями 1, епитрахилей 5.Два Евангелия, одно из них обложено кругом медью, один крест серебряный вызолоченный. В пользу церкви имелось четыре билета Государственного банка, из которых два четырёхпроцентных билета 1860 г.за № 5128 в 500 р., 2-й за № 5129 в 250 р., и остальные два пятипроцентных за №000617 и № 000618 – по 150 р. Кроме этих билетов имелась книжка сберегательной кассы за № 359 на 10 р., а всего 1060 р.

Сэтого капитала получался процентный доход 45 р. 40 к. в год. Приходно-расходные книги при церкви отсутствуют с апреля 1884 г., вся сумма стала вноситься в книги Спасо-Преображенскогособора.

Надвратная церковь Пророка Илии и часовня в Кузнецком тюремном замке. В тюремном замке на горе Вознесенской по инициативе Кузнецкого тюремного отделения в 1872 г. начинается строительство Ильинской надвратной церкви.События разворачивались следующим образом. Кузнецкое тюремное отделение, желая установить постоянные церковныеслужбы при городской тюрьме и«в видах нравственного улучшения быта заключенных»,решило устроить церковь на средства добровольных пожертвований. В Тюремный комитет представляется проект плана церковного здания, техническая сторонакоторогоранее была утверждена строительной комиссией. 13 мая 1872 г. организация церкви при Кузнецкой тюрьме по утвержденному проекту разрешается по линии духовного ведомства, о чем уведомлен благочинныйЗахарийКротков (138).

Строительство храма подробно описано И. С. Конюховым (139).Купец И. И. Ивановский передал на строительство церкви, по согласованию с властями, выкупленную им надвратную башню. Башня была подвергнута реконструкции и приспособлена под храм. Достроил церковь, устроив все внутреннее содержание, томский купец Я. И. Петров под присмотром мирового посредника И. В. Хаова. Освящение церкви стало значительным культурным событием, участие в котором приняли: томич протоиерей Ефим Заксурцев, благочинный Захарий Кротков, священник Евгений Тюменцев, дьякон Василий Воскресенский и др.

19 июня 1874 г. по линии МВД епископу Томскому и Семипалатинскому Платону направляется просьба об организации церковных служб. Так, на основании устава «попечительного о тюрьмахобщества», исправление нравственности заключенных есть один из главных предметов попечительства и занятий тюремных комитетов и отделений (140). 15 января 1876 г. благочинный № 14 священник З. М. Кротков во исполнение указа ТДК от 26 июля 1876 г. за № 3477 сообщал, что в Кузнецком тюремном замке в продолжении 1875 г. в воскресные и праздничные дни совершались богослужения протоиереем Павлом Стабниковым и священником Захарием Кротковым (141).

В советский период надвратная Ильинская церковь не действует, разрушается, но она становится символом «кузнецкой старины» для новокузнечан. Самая популярная городская газета «Кузнецкий рабочий» стала выходить с её изображением. Надежда восстановить храм была утрачена по причине проведенной модернизации историко-культурного комплекса «Кузнецкая крепость», в которую некогда тюремный храм Илии Пророка «не вписывался» в идейную концепцию уникальной крепости-форпоста.

Ю.В.Ширин, ссылаясь на статью Е. Токарева в «Сибирском вестнике» за 1894 г., так описывает крест и часовню: «В крепости находится часовня. Она восьмиугольная, шагов 8 в ширину. Посредине её на деревянном предестале стоит деревянный крест, упирающийся в потолок, высотой в 5 аршин. Средняя перекладина 3 аршина. Нижняя немного меньше. Крест сделан из досок шириной 9,5 вершка, толщиной 2,5 вершка» (аршин – 71, 12 см; вершок – 4,4 см)» (142). В 1919 г. памятный крест был перенесен на хранение в Спасо-Преображенский собор, а весной 1934 г. передан в качестве материала для уроков труда в местные школы. Сообщение о переносе креста записал краевед К. А. Евреинов со слов последнего старосты Спасо-Преображенского собора К. С. Шмакова (143).

Церкви особого служения стали неотъемлемой и важной частью религиозно-культурного ландшафта Кузнецка. Церковь Успения Божией Матери, располагаясь на кладбище, была призвана удовлетворить религиозные чувства верующих, связанных именно с этим местом. С местом, где реальной, «всепобеждающей» смерти противопоставлялась Пасха, вера в Воскрешение Христово, надежда на новую, истинную жизнь без тления и смерти. Если бы люди следовали нравственным принципам, то тюрьмы оказались пусты.

Несовершенство социально-экономических, политических отношений в обществе и нравственное состояние индивида приводит к тому, что часть людей не соблюдают законы, оказываются в тюрьме. Именно в местах лишения свободы человек наиболее полно осознаёт свою зависимость и ограниченность, у него появляется потребность в реализации трансцендентных, духовный ценностей, Боге. Храм Илии Пророка в Кузнецком тюремном замке был призван облегчить духовные тяготы заключенных, способствовать укреплению их нравственных сил, избежать греха отчаяния.

Отметим, что в первоначальном виде храмовые постройки не уцелели. Ильинский надвратный храм в ходе реставрационных работ постсоветского периода стал башней, есть такое мнение, уникальной исторической цитадели. Новокузнечане утеряли свой яркий православный символ, заполучив «новодел» Барнаульской башни муниципального бюджетного учреждения культуры музея-заповедника «Кузнецкая крепость».

В советский период Кузнецкий район Новокузнецка подвергся значительной «реконструкции», входе которой была утрачена большая часть «кузнецкой старины» – деревянных и каменных строений – обязательного атрибута старинных сибирских городов. Города, претендующие на роль культурных центров, например, Томск и Иркутск, сохранили старинную деревянную застройку. Кузнецкое кладбище в советский период было превращено в парк культуры и отдыха. Могилы сравняли с землёй и кладбище стало частью территории «Дворца Алюминщиков». Очередная реконструкция территории «сада Алюминщиков» позволила в 2006 г. открыть часовню Успения Божией Матери, которая 21 ноября была освящена епископом, ныне митрополитом, Аристархом.

Сноски и примечания

2.3 Церкви особого служения

131.ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 283. Л. 2; Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк. 1995. С. 37.

132.Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. – Новокузнецк. 1995. С. 41.

133.Из Священного Предания известно, что Богородица после Распятия Спасителя жила в Иерусалиме на попечении Иоанна Богослова. Она неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах. Однажды, во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Так он сообщил Деве Марии, что заканчиваются Её земные дни.

Последние минуты жизни Богородицы были связаны с чудесами, «Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери». Апостолы похоронили Богородицу в гробнице у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада. Для опоздавшего апостола Фомы другие апостолы отвалили надгробный камень чтобы он тоже мог проститься с Матерью своего Бога. Они увидели, что во гробе тела Богоматери не было, остались погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. Позднее чудесным образом им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

134.Новгородцев П. Существо русского православного сознания // Православие: proetcontra. СПб. 2001. С. 313.

135.ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 283. Л. 2.

136.ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1099. Л. 2.

137.ГАТО. Ф. 170 Оп. 1. Д. 1632 Л. 3 об.

138.ГАТО. Ф. 170. Оп. 3. Д. 1774. Л. 1.

139.«Ильинскую церковь начали строить (в честь Святого Пророка Илии, на Вознесенской горе) в 1872 году из крепостной башни, пожертвованной для цер¬кви кузнецким купцом Ильей Ивановичем Иванов¬ским из купленной им крепостного строения по распоряжению бывшего мирового посредника из поляков Константина Ивановича Эгенфельда. По его распо¬ряжению разобрана башня арестантами до сводов, и расположили на стенах башни церковь, устроили внутренность оной и иконостас, но икон не было; и по смене мирового посредника в 1874 году достроение церкви приостановилось и поступивший на место его мировым посредником Иваном Васильевичем Хаовым, по просьбе его чрез жену томского купца первой гильдии, потомственного именитого гражданина и кавалера Якова Ивановича Петрова и через свою тетку Марию Ивановну, по отцу Ломшакову, урожденку кузнецкую, вышесказанный купец г-н Петров в 1875 году принял достроение церкви на свой счет, поручил распоряжение и надзор за достроением церкви г-ну мировому посреднику Хаову.  

По распоряжению последнего все прежнее устроение и самый иконостас переделаны снова томскими мастерами, стены перещекатурены, окна переделаны, крыши перекрыты, полы перебраны и иконостас прежний снят, а сделан весь новый. Иконы же по заказу г-на Петрова написаны нижегородской губернии Арзамасского уезда Серафима Понятовского женского монастыря монахинями. Это видно из подписи под иконами. И церковь г-м Петровым всем довольно снабжена: колоколами, всей церковной утварью, как то сосудами, евангелием, двумя   напрестольными  крестами, всем кругом  годовым церковнослужебных книг, одеждами на  престол, жертвенником и  аналоем, священниче¬скими  и дьяконскими  облачениями в трех комплек¬тах, подсвечниками к иконам,  7 свечником  на  пре¬стол, паникадилом, кадилом  и всеми  потребностями, нужными  для  церкви до самой  малости,  и  свечами, предместными  иконами  и потребным при освящении церкви, – все доставлено г-м Петровым и церковь освящена  в 20 число июня  1876 года по благословению  томскогопреосвященного епископа  Платона.

Для освящения оной приезжал  из Томска  член консистории  протоиерей Ефим Заксурцев и с ним три дьякона, освящали церковь с протоиереем Заксурцевым, кузнецкого Преображенского собора священник, он же и благочинный Захарий   Кротков и  Одигитриевской   церкви  священник   Евгений   Тюменцев   и  соборный дьякон Василий Воскресенский и храмосдатель Яков Иванович г-н Петров с супругой своей Марьей Ивановной. К освящению церкви приезжала в Кузнецк вся свита из Томска в 18 число июня и по освящении церкви в 21 число все томские отпра¬вились обратно в Томск, а вслед за ними и мировой посредник г-н Хаов, вышедши в отставку в 22 число, отправился  тоже  в Томск  из  Кузнецка  насовсем.

По словам г-на Хаова, хотя несовершенно верно, но приблизительно, на строение и украшение сей церкви Яков Иванович г-н Петров употребил до 15 тыс. руб. серебром; благодарение, во–первых, Господу Богу, что он вложил ему в сердце устроить Святой храм во имя Святого Пророка Илии и во утешение содержащихся в замке; во–вторых, храмосдателю и всем, в созидании сего храма труждающимся, да наградит их Господь Бог своею благодатию и милостию по трудам и усердию каждого; и благодарения за то, что Яков Иванович не пожалел своего капитала, которым его Господь Бог наградил и послушался своей жены, да  воздаст ему  Господь сторицей. Из четырех томских дьяконов один священнодействовал во время освящения, а трое из архиерейских певчих  пели на хорах». Цит. по: Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк. 1995. С. 37–41.

140.Для достижения сей цели постановлено в обязанность, чтобы назидание заключенных в правилах христианского благочестия и доброй приветственности было исполняемо не упистительно и чтобы в установленные днибогослужение совершаемобыло в тюремныхцерквах; где же оных нет,– молитвословие в особом помещении или в арестантских камерах.

Так как в Кузнецком тюремном замке не производится молитвословия, то не признаете ли Ваше Преосвященство возможным сделать распоряжение, чтобы кузнецкие священники приняли на себя труд хотя изредко отправлять служение в помянутом тюремном замке, я же предложу председателю тюремного отделения, чтобы он приискал причетника. Резолюция № 1135. 21 июня 1874 г. предписать благочинному, чтобы священники Кузнецка поочередно отправляли Богослужения в Кузнецком тюремном замке во все Воскресные, Праздничные и … торжественные дни, а по окончании года доставлять мне ведомость кем из священников и в какие дни были отправляемы. Источник: ГАТО. Ф. 170. Оп. 3. Д. 2231. Л. 1.

141.ГАТО. Ф. 170. Оп. 3. Д. 2231. Л. 2.

142.Ширин Ю. В. К реконструкции Вознесенской часовни XVIII в. на территории Кузнецкой крепости // Кузнецкая старина. 2003. Вып. 5. С. 140.

143.Ширин Ю. В. Там же. С. 141.