ГЛАВА 3. СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРИХОДЫ КУЗНЕЦКОЙЗЕМЛИ

3.1 Крупные приходы сел Ильинского, Монастырского, Афонинского и Брюхановского

Приход храма во имя пророка Илии села Красноярского (Ильинского). Приход церкви во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского чудотворца села Монастырского. Приход во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Афонино. Приход Свято-Троицкого храма села Брюханов-ского (Красное).

 

Приход храма во имя пророка Илии села Красноярского (Ильинского). Изначально село Ильинское являлось поселением-спутником пограничного городка Кузнецк. Центром духовной жизни села Красноярского и его округи сталадеревянная церковь, затем каменнаяво имя пророка Илии в селе Ильинском. Это один из самых известных и старейших храмов Кузнецкой земли. Многие жители современного Новоильинского района посещают Ильинскуюцерковь, которая до сих пор является самым крупным храмом в округе. При въезде в современное село есть надпись «Ильинка.1632 г.».В 2012 г.жители села Ильинского при поддержке местной администрации скромно отметили 380 лет со дня основания.

Красноярцы издавна считали своим покровителем святого пророка Илию, и первая часовня здесь появилась в его честь. Кузнецкий летописец И. С. Конюхов отмечал, что «пленные калмыки или киргизы якобы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели в селе Ильинском большое войско, предво-дительствуемое седым стариком, ездящем на белом коне и от него столб огненный до неба, и он поражал татар…» (1). В середине XVII в.в Красноярском была часовня, поселение разрастается, строится церковь на высоком левом берегу р. Томи, в 25 верстах от Кузнецка. В картографических трудах сибирского энциклопедиста  С.У. Ремезоваприсутствует село Красноярское с деревяннойцер-ковью. С открытием в 1771 г. Томского железоделательного завода к нему приписывается около 120 дворов села Ильинского с переводом части поселенцев в горнозаводские крестьяне.

Каменная церковь пророка Илии была заложена 16 июля 1803 г.по просьбежителей села Красноярскогопри Тобольском архиепископе Антонии(Знаменском).К 1808 г.первый предел свя-тителя Николая чудотворца был завершён, летом был получен антиминс для проведения церковных служб. Строительство, как следует из многочисленных церковных отчетов, окончательно за-вершилось к 1818 г. (2).

Ильинский приход к 1830-му гг. достаточно крупный. Ильинский храм окормлял девять близлежащих деревень, шесть из которых имели деревянные часовни (3).Число жителей села Ильин-ского в 1859 г.465, 129 дворов.Значительнаяих часть продолжа-лабыть приписана к горнозаводским крестьянам.

Расстояние от церкви до Тобольскойдуховной консистории составляло 380 верст, местное благочиние находилось в Кузнецке. Ближайшие церкви: села Подгороднего – Христорождественская в 12 верстах, села Монастырского – Прокопьевская в 28 верстах и села Терентьевского – Петропавловская в 30 верстах. В 1861 г. здание Ильинской церкви крепкое, но внутри каменный пол был ветхий и во многих местах оштукатуренные стены нуждались в ремонте. Церковнойутварьюхрам был достаточен (4). На 1864 г.здание было крепкое, но внутри каменный плитовый пол«во многих местах выламывался» (5).

Приходные книги о свечной и церковной суммах выданы в 1858 г. и скреплены первенствующим членом Духовной конси-стории архимандритом Виктором. Опись церковному имуществу существовала. Исповедные росписи икопии метрических книг с 1817 г. хранились, обыскная книга выданаКузнецким духовным правлениемв 1857 г.священником Павлом Стабниковым (6). В храме находилась почитаемая икона пророка Илии, которая «каждо-годно приносиласьв Кузнецк в девятую после Пасхи или в первую Петрова поста пятницу и обносится вокруг города. А начала носить в город икону Илии Пророка якобы 60-летняя девица добродетельного жития и честного поведения и советовала жителям с постом молиться Святому пророку Илиииучинить обет носить еговгород в девятую пятницу, потому что в то время было нападение от татар; что жителями тогдашнего времени и учинено, и с того времени якобы начали носить икону в город, что и поныне исполняется, совет же девицы был пред нашествием татар» (7).

В приходе располагалось семьдеревянных часовен: в селе Красноярском во имя Святого пророка Илии построена церковь крестьянином села Красноярское Василием Гадёновым с разрешения епархиального начальства;в деревнях Шороховой во имя Преображения Господня, Казанковой во имяАрхангела Михаила, Иганиной во имяапостолов Петра и Павла,Чичербаевой во имя Пресвятой Троицы, Недорезовой во имя Св.великомученика Прокопия, Красулиной в честь Покрова Пресвятой Богородицы (8).

Земли пашенной и сенокосной с 1846 г. было отведено 198 десятин, но план и межевая книга на эти земли при церкви отсутствовали. Священноцерковнослужители пашенную землю не обрабатывали, а пользовались от прихожан добровольным подаянием хлеба. Сенокосной землейпричт пользовался в полной мере. На содержание причта жалование не положено и нет постоянного оклада, «а потому содержание их недостаточное» (9).Пахотная земля с 1867 г. по распоряжению Главного Управления Западной Сибири у церкви«отобрана», взамен положена от прихожан хлебная руга: священнику 350 пудов, причетникам по 125 пудов, «каковую ругу причт ежегодно получает из расходного магазина» (10).

Рассмотрим состав причта на 1858 г.: священникИ. В. Торопов, дьячок М. С. Петропавловский и пономарь А. Т. Лоншаков. На содержание священноцерковнослужителей нет постоянного оклада (11). Священник Иван Васильевич Торопов, священнический сын, в 1858 г. двадцать пять лет. По окончании курса Томской духовной семинариибыл уволен с аттестатом второго разряда в Епархиальное ведомство.30 октября 1858 г. преосвященным Парфением, епископом Томским и Енисейским,рукоположен во священника к церкви Пророко-Ильинской села Красноярского Кузнецкого округа. В семье у него: жена Вера Ивановна девятнадцати лет идвухлетняя дочь Любовь. Дом у иерея И. В. Торопова общественный, деревянный.

Дьячок Михаил Семенович Петропавловский, диаконский сын, сорок шесть лет в 1858 г. По исключении с низшего отделения Пензенского духовного училища в 1838 г.преосвященным Амвросием, епископом Пензенским и Саранским, определен в село Говорово Покровской церкви исправляющим должность пономаря на шесть месяцев для изучения причетнических предметов. М. Петропавловский 28 сентября1840 г.епископом Амвросием посвящен в стихарь. 10 июня1856 г.по принятии в Томскую епархию Михаил Семёновичопределяется на настоящее место. Женат на сорокатрехлетней Александре Александровне.Сын Григорий Михайлович 18 лет, училсяв Томском духовном училище на полном казенном содержании.Сын Иван Михайлович 16 лет, обучался в среднем отделении Томского духовного училища на содержании отца (12). Дьячок М. С. Петропавловский владел собственным домом.

Исправляющий должность пономаря тринадцатилетний мальчик Алексей Тимофеевич Лоншаков, дьяконский сын. По исключении с низшего отделения Томского духовного уездного училища 30 ноября1861 г. преосвященным Парфением, епископом Томским и Семипалатинским,был определен на настоящее место сроком на два года для изучения причетнических предметов, проживает на квартире. Указной просфорни нет, должностьисправляла крестьянская девица Наталья Митрофановна Нешарова.

Заштатный иерей Василий Михайлович Торопов, дьяконский сын, пятьдесят двагода, вдов. По окончании курса Тобольской духовной семинарии уволен с аттестатом третьего разряда.1 марта1831 г.он посвящен в дьякона к Чарышской Екатерининской церкви Барнаульского округа. 5 марта1855 г. Василий Михайлович рукоположен в священника к Тальменской Михайло-Архангельской церкви. 3 июня 1855 г. отец Василий перемещен к Белоярской Петропавловской церкви. 18 ноября1855 г.В. М. Торопов по распоряжению епархиального начальства переведён под строгий надзор благочинного Иштанской Петропавловской церкви, а 18 марта 1859 г. уволен заштат «сострожайшим воспрещением исправлять требы и священнослужение» (13). Дети: дочь Раисадвадцати одного года, сын Павел семнадцати лет.

Бывшего в этом причте умершего священника Афанасия Алексеевича Ананьинажена Анна Георгиевна семидесяти лет в 1858 г., жила на собственном пропитании от работы, дома своего не имела.

Вдова пономаря Николая Сергеевича Ковригина Екатерина Петровна сорокашести лет, жила в своём оставшемся после мужа доме, на собственном пропитании от работы. У неё были дети: Иван 13 лет, который учился в низшем отделении Томского духовного уездного училища на полном казенном содержании. Ольга 10 лет, жила при матери и получала от попечительства пособие 7 рублей в год.Дочь Анна двадцати лет (14).

Обратим внимание на поведение священноцерковнослужителей села Красноярского за 1861 г.:священник Иван Торопов, 25 лет. Поведение очень хорошее.Характер имел скромный, смирен, к богослужению усерден, требы исполнял с готовностью, народ поучал с усердием, вёл себя трезво. Дьячок Мирон Петропавловский, 46 лет. «Поведения хорошего», характер имел добрый, старшим послушен, к храму Божию усерден, в обращении с прихожанами ласков, вёл себя трезво. Исправляющий должность пономаря Алексей Лоншаков, 13 лет. «Поведения хорошего», характер смирный, старшим послушен, в исправлении должности присматривается.

Лето 1867 г. оказалось очень засушливым. Кузнецкий летописец сообщает: «… до приносу иконы святого пророка Илии слишком месяц стояло бездождие и засуха, хлебы, травы и огородные овощи весьма засохли, но по народной просьбе служили в церквах молебны с коленопреклонением, просили Господа Бога о ниспослании дождя, возили из города священников по селениям, в селениях и на полях служили молебны, но дождей все не было. Когда же принесли икону святого пророка Илии в город, то во время бытности оной, за день до обратного поносу, пошли дожди, а также и в день провождения и после того, хотя и не так удовлетворительные, чтоб довольно напоить иссохшую землю, однако помочили немало и все рас¬тения оживилисьихлебародились хорошие» (15).

Священник Иван Торопов, видимо сильно переживая за погодные условия, формально подошел к составлению отчета, за который надо было держать ответ. Приводим его ответ Томскому епископу (16).Последовала резолюция владыки за № 1596/403 о необходимостивнушить священнику Торопову усилить работу по привлечению прихожан к причастию, что было исполнено благочинным протоиереем Павлом Стабниковым 25 апреля 1868 г. (17).

Рассмотрим социальный состав прихода села за 1869 г. В селе Красноярском всего проживало 747 прихожанв 92 дв., из них 669 крестьян, 21 военных, 57 инородцев. В деревне Шорохово 128 прихожан в 16 дв., из них 124 крестьян, 4 военных.В деревне Казанковой 331 прихожан в 38 дв., из них 266 крестьян, 41 мещан, 24 военных.В деревне Иганинойнаходилось104 прихожан в 21 дв., из них 103 крестьян, 1 военный.В деревне Чичербаевой проживало 92 прихожан в 9 дв., из них 89 крестьян, 3 военных.В деревне Недорезовой 193 прихожан в 21 дв., из них 192 крестьян, 1военных. В деревне Красулиной 194 прихожан в 21 дв., из них 192 крестьян, 2 военных. В деревне Бедаревой находилось 282 прихожан в 32 дв., из них 258 крестьян, 24 военных. Всего приход включал 2098 прихожан, 246 дворов (18).

В нашем распоряжении имеются данные за 1887 г. Вселе Красноярском всего проживало742 прихожан в 93 дв., из них 655 крестьян, 50 военных, 19 мещан, 7 статских, 9 духовных. В деревне Шороховой проживало 126прихожан в14 дв., из них110 крестьян, 11 военных, 5 мещан. В деревне Казанковой находилось300прихожан в36 дв., из них246крестьян, 17 военных, 28 мещан, 9 инородцев. В деревне Иганиной 106 прихожан в13 дв., из них97 крестьян, 9 военных. В деревне Чичербаевой было75прихожан в 31дв., из нихвсе крестьяне. В деревне Недорезовой проживало 253 прихожан в 30 дв., из них 240крестьян, 13 военных. В деревне Красулиной 206прихожан в 26 дворах, из них 200 крестьян, 6 военных. В деревне Бедаревой находилось 295 прихожан в 36 дв., из них 276 крестьян, 15 военных, 4 мещан. В деревне Усковой всего проживало 111прихожан в 13дв., из них 88 крестьян, 23 военных. ВАрунаковской засеке 67 прихожан в 8дв., из них 54 мещан, 6крестьян, 7 военных. В Этапской засеке11прихожан в 1дв., из них 5 военных, 6 мещан. ВТамуганской засеке всего проживало 39 прихожан в 4 дв., все мещане. Приход состоял из 2339 человек, проживавших в 281 дв. (19).

В 1887 г. всего было у исповеди ипричастии 262 м. п., 407 ж. п., только на исповеди – 3 м. п., вовсе не были – по малолетству 182 м. п., 156 ж. п., по отлучке 24 м. п., 14 ж. п., по нерадению 703 м. п., 588 ж. п. На исповеди и причастии, таким образом, «по нерадению» не было 1291 человек, что составляет 55, 2 % всех прихожан.

В 1868 г.в состав причта входили: священник Иван Торопов, исполняющий должность псаломщика Василий Орлов, и. о.должность псаломщика Николай Алексеевский.

Из ведомости за 1892 г.узнаём, что церковное здание обнесено деревяннойкрашенной оградой (20).В церкви имелось:6 священнических риз, 3 диаконских стихарей, 3 напрестольных Евангелия, 7 крестов и 3 священнослужебных сосуда (21). Причта по штату: священник, дьякон и псаломщик. Земли при церкви числилось усадебной 70 сажень,хлебопахотной и сенокосной 60 десятин, что было отражено в общем сельском плане, составленном в 1829 г.и хранящемся при Ильинском волостном правлении.Сенокосной землей пользовались сами священноцерковнослужители, а пахотная оставаласьу прихожан, без «всякой прибыли» для причта.

Деревянные дома у священноцерковнослужителей от прихожан, располагались на церковной земле, были застрахованы на 800 р.Дома, если верить документу,недостаточно удобные, «потому что не имели надлежащих прислуг, ремонтировалисьна средства прихожан». Причт жалования не получал, а пользовался от прихожан хлебной ругой 125-350 пудов. Хлебная руга собиралась с прихожан сельскими старостами и выдавалась причту. Руга получалась, как правило, неисправно, затягиваясь за год и более (22).

Священником в 1892 г. продолжал быть И. В. Торопов. ИерейИван Васильевич Торопов в 1866 г. проходил должность законоучителя при Ильинском сельском училище. Определен сотрудником попечительства о бедных духовного звания в 1870 г.Десять лет был духовником местного училища.30 апреля 1890 г. определен следователем по благочинию № 14. За ревностное служение награжден набедренникомв 1868 г. За услуги по епархиальному ведомству Всемилостивейше пожалован скуфьею в 1875 г. За службу по духовному ведомству Иван Васильевич награжден Святейшим Синодом камилавкою 1883 г. (23).

Следует отметить, что прихожане вновь восстановленного и открытого храма пророка Илии живо интересуются историей своего прихода, села, собирают краеведческий материал. Значительную работу в этом направлении провела Ольга Римар (24).

Приход церкви во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского чудотворца села Монастырского. Храм построен в 1852 г.на средства прихожан.Здание деревянное с колокольней и было обнесено деревянной оградой.РасстояниедоТДК 370 верст, а от кузнецкого благочиния в 30 верстах. Ближайшие церкви: Пророко-Ильинская села Усяцкого в 7-ми верстах и Троицкая села Березовского в 20 верстах.

Престол в церкви во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского чудотворца. Церковной утвари достаточно.Причта положено по штату священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у дьякона Е.Л.Пенского, дьячка А.М.Рыбкина, пономаря И.А.Окорокова свои, деревянные на общественной земле, кроме священника П.И.Пышкина, который жил на отведенной емуприхожанами квартире у крестьянина Василия Петровича Зыкова. На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не было, а получали ругу от прихожан по одному пуду содвора ржаной муки. Содержание причта очень скудно (25). Земли пахотной и сенокосной отведено в 1852 г. 99 десятин, священнослужители пользовались только сенокосной землей; на эти земли существовал план и межевая книга.

Часовен в приходе всего шесть: в деревне Софоновой во имя Успения Божией Матери, в улусе Керлегешском во имя Архистратига Божия Михаила, в деревне Усятской во имя пророка Божия Илии, в деревне Шеражской в честь Казанской иконы Божией Матери, в деревне Лучшевой в память Покрова Божией Матери, в деревне Зенковой во имя святоговеликомученика Георгия. Все часовни, согласно источнику,«построены издавна».

Опись церковному имуществу сделана в 1859 г. Книги приходо-расходные о свечной и церковной суммах за шнуром и печатью были выданы Кузнецким духовным правлением, приходная в 1856 г.а расходная в 1854 г.Копии с метрических книг с 1802 г.хранились, кроме утраченнойметрической книги за 1846 г. (26).Исповедные росписи хранилисьс 1806 г. (27).

Рассмотрим причт на 1859 г.: священник П. И. Пышкин, дьякон Е. Л. Пенский, дьячокА. М. Рыбкин, пономарь И. А. Окороков. Иерей Пётр Иванович Пышкин, священнический сын, обучался в Тобольской духовной семинариии по окончании полного курса уволен в 1858 г. из семинарии с аттестатом второго разряда (28). 2 февраля 1859 г.он рукоположен к этой церкви во священника епископом Томским и Енисейским Парфением. О Пётре Ивановиче было известно, что «поет хорошо и старательно, поведения отлично доброго» (29).В семье у него жена Александра Андреевна и сын Александр.

Дьякон Евсевий Львович Пенский был сыном пономаря. Получив образование во Владимирской духовной семинарии, 3 декабря 1846 г.Евсевий определяется в число послушников в Пустынь Федоровского монастыря, где25 июня1850 г. посвящается в стихарь епископом Владимирским и Суздальским Иустином (Михайловым). 11 февраля 1853 г. согласно его прошению был принят в Томскую епархию Его Преосвященством Преосвященнейшим Афанасием.

20 февраля 1853 г. Евсевий Львовичопределяетсяпономарем к селу Бачатской Николаевской церкви, 22 марта1857 г. его рукополагают дьякономна настоящее место епископом Томским и Енисейским Парфением. Чтение и пение, катехизис знал хорошо, за уставом при Богослужении следил строго. В семье у него жена Ольга Ивановна и дочь Паша (30).

Дьячок Алексей Михайлович Рыбкин, священнический сын, получил образование вТомском духовном училище. 16 декабря 1847 г. Алексей был определён исправляющим должность пономаря к церкви Томского железоделательного завода. 30 января1850 г. он посвящен в стихарь, а 2 сентября1853 г.,согласно его прошению,«по недостатку средств к содержанию семейства», переведённа настоящее место. Женат на Евлавии Мефодиевне, дети: Апполинария, Александра и близнецы Иаков и Андрей. Наказан за нанесение обид в пьяном виде священнику Василию Калугину и его жене Елизавете Калугиной – 2 марта -3 сентября 1859 г., находился под епитимиею в Томском Алексеевском монастыре.Поведение в 1857 г.хорошее, в 1858 г.и 1859 г.«довольно хорошее».Алексей Михайлович состоял вродстве пономарю Ивану Окорокову – племянник и вдовствующей дьяконице Александре Лоштаковой (31).

Пономарь Иван Афанасьевич Окороков, дьяческий сын, по исключении из Тобольского духовного приходского училища в 1822 г.определён пономарем в село Монастырское к Прокопиевской церкви. 25 декабря1824 г.он посвящен в стихарь архиепископом Тобольским и Сибирским Амвросием.Женат на ИринеЯковлевне, имел дочь Платониду, зятьвдовствующей дьяконице Александре Лоштаковой.Наказан ТДКза пьянствоуказом за № 4667 от 21 июня 1859 г.

Бывшего в этом приходе диакона Иакова Петровича Лоштакова жена Александра Алексеевна жила в оставшемся по смерти мужа доме, от попечительства получалавспомоществование в размере10 рублей серебром в год. В семействе у неё дочьНаделида – печатала просфоры.

На 1859 г. приход Прокопиевской церкви включал село Монастырское и деревни Софоново, Усятское, Шеранское, Лучшево, Зенково и улус Керлегешский (32).В селе Монастырском 303 прихожан в 37 дв., из них 284 заводских крестьян, 7 мещан, 12 разночинцев. В деревне Софоново 92 прихожан в 14 дв., всезаводские крестьяне. В деревне Усятской 538 прихожан в 69 дв., из них498 заводских крестьян, 27 инородцев, 13 разночинцев. В деревне Шеранской 134 прихожан в 15 дв., из них 127 заводских крестьян, 7 разночинцев. В деревне Лучшевой 424 прихожан в 52 дв., из них 412 заводских крестьян, 12 разночинцев. В деревне Зенково всего 210 прихожан в 24 дв., из них 200 заводских крестьян, 10 разночинцев. В улусе Керлегешском 268 прихожан в 34 дворах, из них 263 оседлых инородцев, 5 крестьян. Приход всего включал 1977 прихожан, проживавших в 246дворах (33).

Новая деревянная одноэтажная церковь с колокольней была заложена в сентябре 1871 г.и построена на средства прихожан (34).Храм освящен по благословению преосвященнейшего Платона в 1872 г. Здание за двадцать лет несколько обветшало и в 1892 г.была отремонтировано«усердием» прихожан (35). Церковной утвари не хватало. Священнических облачений имелось: 11 риз, 11 епитрахилей, 6 подризников, 3 набедренника, 8 стихарей, 3орарей, 5поручей, 2золоченых серебренныхпотира с принадлежностями. Из имевшихся облачений негодных к употреблению 8 риз, 8 епитрахилей, 3 подризника, 1набедренник, 5 стихарей, 3 поручей.Напрестольных Евангелий три, два больших с серебряными наугольниками, и одно малое с медными наугольниками (36).

Причт состоял из священника и псаломщика. Дома у священноцерковнослужителей были приходские,расположенные на общественной земле. У священника дом был одноэтажный, состоящий из двух комнат, через сени имелся проход на кухню и кладовую, дом ветхий, холодный.Земли под домомв длину 5 сажень и ¼ аршина, ширину 4 саж.и ¼ аршина. При доме имелись: завозня, баня, ледник и амбар под одной крышей.У псаломщика дом новый, одноэтажный, пятистенный. Земли под домом в длину 4 саж.¼ арш., в ширину 4 саж.¼ арш. При доме имелись новые хозяйственные постройки: амбар, ледник, завозня под одной крышей. Дома причта застрахованы за счет прихожан – первый на 100 р., а второй на 80 р. (37).

На содержание причта от прихожан была положена хлебная руга в размере 475 пудов, которая распределялась следующим образом: священнику 350 пудов, псаломщику 125 пудов в год. Руга собиралась сельскими старостами каждого сельского общества «порознь и весьма неисправно и не вся», вследствие чего причт бедствовал. В распоряжении церкви находилось двапятипроцентных билетаГосударственного банка второго выпуска 1861 г., каждый по 100 р., 1-й билет за № 1455, а 2-й за № 001456.Кроме этих билетов имелась книжка Сберегательной кассы Государственного банка за №302 на 165 р. Таким образом, у причтанаходилось всего 365 р. капитала, с которого получался процент в размере 16 р.42 к. в год.

Опись церковному имуществу была составлена в 1858 г. и внесена в шнуровую книгу, скрепленную секретаремКонсистории Добронравиным. Приходо-расходные книги о церковных суммах выданы ТДК 28 февраля1891 г., 1-я за № 1803, 2-я за № 1804. Книги велись исправно и хранились в удовлетворительном состоянии. Копии с метрических книг, со времени образования прихода, имелись только с 1802 г.,т. к. более ранние документы были уничтожены пожаром. Исповедные росписи с 1861 г. хранились в церковном архиве, за исключением 1861 и 1862 годов. Обыскная книга была выдана 1 июня 1892 г. за № 4377 секретарем консистории Цветковым.

За приходом числилось два молитвенных дома, в деревнях Лучшевой и Смышляевой. В деревне Лучшевой молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Разрешение на постройку далаТДК по указу за № 3111 от 29 сентября1880 г., который был освящен 30 сентября 1882 г. Данный молитвенный дом построен усердием крестьянина деревни Лучшевой Евгения Конюхова по обету жителей взамен ветхой часовни (38). Молитвенный дом в деревне Смышляевой во имя Святого мученика Иоанна Воина; разрешен к постройке по указу ТДК от 29июня 1880 г. за № 1938; построен усердием жителей самой деревни иосвящен 31 января 1884 г. Наблюдали за постройками часовенные старосты, избранные обществом по приговорам. Отправлялось в них полное богослужение на Святых Антиминсах по просьбе поселян.

Часовен в приходе имелось две: в деревне Зенковой и в улусе Керлегешском. Часовня в деревне Зенковой во имя святого великомученика Георгия, построена «издавна». Часовня во имя святого Архистратига Михаила в улусе Керлегешском появилась с разрешения Епископа Петраи по указу ТДК от 3 августа 1877 г. за № 2115.Наблюдали за ними часовенные старосты, в них отправлялись в храмовые и другие дни молебствования по просьбе прихожан.

При храме действовала своя библиотека, в которой кроме богослужебных книг, имелось до 100 «томов» разного содержания. Церковно-приходская школа не открывалась, а действовала школа грамоты.

План на церковь был утверждён 21 сентября 1871 г. На построение молитвенного дома в деревне Лучшевой план датирован 29 сентября 1880 г., в Смышляево план выдан 31 октября 1880 г., все документы хранились в церковном архиве (39).

В 1892 г. в храме служили: иерей Н. А. Покровский, псаломщик А. И. Нешумов, церковный староста Ф. И. Полянский. Священник Николай Андреевич Покровский, пятьдесят семь лет, сын псаломщика (40). По увольнению из среднего отделения Пензенского духовного училища был определен дьячком в село Смольково Саранского уезда в 1858 г., на следующий год онпереведен на должность пономаряв село Лунино Мокшанского уезда.

Николай Андреевич был принят в Томскую епархию между 1862–1863гг. иопределен дьячком в село Мариинское Мариинского округа, где служил девять лет. Его посвящают в стихарь 21 ноября 1864 г. По собственному прошению Н. Покровский переводится в село Иштанское к Петро-Павловской церкви 10 сентября 1873 г. Рукоположение отца Николая во священника к Иштанской Петро-Павловской церкви состоялось 18 марта 1879 г., затем его переводятк Туендатской Введенской церкви 12 марта 1882 г.Иерей Николай 16 февраля 1885 г. направлен к Христорождественской Вагановской церкви.По личному прошению 10 июня 1890 г. Николай Андреевич переводится на настоящее место.

С 1879 г. в пенсионный комитет онежегодно вносил 2 рубля. Женат был на Татьяне Ивановне 47 лет.

Восемнадцатилетний псаломщик Алексей Иванович Нешумов был сыном псаломщика. Алексей был исключен из 4 класса Томского духовного училища 25 июня 1890 г. (41). Согласно личному прошению епископом Томским и Семипалатинским Макариембыл определен псаломщиком к Монастырской Прокопиевской церкви 28 октября 1892 г. Он приписан к первому призывному участку, о чем имел свидетельство, выданное6 апреля 1891 г. Кузнецким окружным по воинской повинности присутствиемза № 161. Женат на девице, была дочь Серафима.

Церковный староста крестьянин Ильинской волости села Монастырского Феодосий Иванович Полянский пятидесяти трёх лет, малограмотный, утвержден в должности на первое трехлетие в 1890 г., имел свой дом. За отсутствием указной просфорни печением просфор занималась жена местного священника Татьяна Ивановна Нешумова, за что получала от прихожан в год 35 рублей (42).

Приход во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Афонино. Село Афонино – одно из старейших поселений русских колонистов в Кузнецком крае, позднее вошедшее в БачатскуюволостьКузнецкого уезда. Сохранилась устная традиция, что поселение основалкрестьянин Афонин в XVIII в.Деревянная церковьв Афонинобыла построенав 1850 г.и действовала до пожара 22–23февраля 1881 г.

2 марта1875г. состоялось собрание прихожан с участием священникаГригорияПетропавловского,на котором было принято решение отремонтировать церковь по причине её ветхости. На собрании присутствовали прихожане 8 населенных пунктов: села Афонино, деревень Верх-Чумышанской, Иганинской, Инченковой, Бурлаковской, Черепановской, Сергеевской и Кутоновской.

Ремонт прихожане хотели провести, естественно, на свои средства. «Дырявую» деревянную крышупланировали заменить и покрыть листовым железом, выкрасив в приятный зеленый цвет. Пол в церкви рекомендовано перебрать, потолки сделать ниже, снаружи здание обшить новым тесом, внутри церковь проконопатить и выштукатурить, заменив кирпичную печь на чугунную. Все эти действия были призваны утеплить храм, предполагалось заказать резной иконостас (43). Обращение о дозволении произвести ремонт было передано через благочинногоЗахария Кроткова. В 1881 г. ТДК разрешила ремонт церкви прихода Петра и Павла (44). Работы начались, но были прерваны, как известно, неожиданным пожаром.

26 марта 1881 г. благочинный З. Кротков обращается к епископу Томскому и Семипалатинскому Петру с просьбой разрешить постройку новой церкви (45). Рапорт благочинного № 14 о постройке церкви рассмотрела ТДК. Попечителем строительства храма был предложен приходом богобоязненный крестьянин села Афонино Амвросий Скударнов. В обязанность попечителю вменялось: наблюдение за исправностью стройки; ходатайствовать со старостой перед страховой компанией о выдаче страховой суммы по сгоревшей церкви; вести переговоры со строительной комиссией об утверждении плана строительстваипроекта фасада храма.

В качестве «типового образца» был утвержден план церкви села Подгороднего. Возведение храма во имя Святых апостолов Петра и Павла должно было производиться за счет прихожан, при этом разрешалосьсобирать пожертвования. Приповторном, пристальном осмотреместа, предназначенногодлястроительствахрама, было признано малопригодным, церковь решено было строить на прежнем месте (46).

В июле1882 г.осуществленазакладка фундамента церкви на старом месте по благословению преосвященнейшего Петра. Бревна для строительства заготавливали в ближайшем лиственничном бору.Гвозди предоставили мастера-умельцы местной кузницы.К январю 1884 г. новая деревянная церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла была окончена, включая внутренние работы (47).Церковь освящена в 1884 г., в подтверждение дана грамота от 27 июня за № 97.Деревянное здание было обшито тесом и окрашено белой масляной краской в 1891 г. (48).

Церковь от ТДКрасполагалась в 340 верстах, а от местного кузнецкого благочиния в 50 верстах, затруднений по казенной корреспонденции не отмечалось. Ближайшими церквями к нейсчитались села Усятского Пророко-Ильинская в 12 верстах, Терентиевская Петро-Павловская в 17 верстах и Бачатская Николаевская в 37 верстах.

Престол в храме во имя апостолов Петра и Павла. Утварью церковь была достаточна:12священнических облачений, 12 епитрахилей, 11 подризников, 8 поясов, 5 набедренников, 9 поручей, 11 стихарей, 6 орарей, 1 потир с принадлежностями, 3 напрестольныхЕвангелия и 3серебряных вызолоченных креста.

Причта по Высочайше утвержденному для Томской епархии 1873 г. штату положено: священник, дьякон и псаломщик. Земли при церкви пахотной состояло 82 десятины, 17 десятин имелось под сенокос. Пахотной землёй пользовалось сельское общество, на данную землю 7 сентября 1861 г. был выдан акт Алтайскимгорным правлением.

Деревянные дома у священноцерковнослужителей построены всем миромна общественной земле, застрахованы каждый по 60 рублей, удобны, но не прочны. На содержание причта жалования «ни откуда не получается».От прихожан положена хлебная руга из общественного магазина: священнику 350 пудов, дьякону 200 пудов и псаломщику 125 пудов в год, которая собиралась прихожанами не в полном объеме. В пользу церкви зарегистрированодва билета за № 9750 и № 91336 на триста рублей серебром, по которым начислялся процент в14 р. 25 к. в год. Имелась книжка Сберегательной кассы Государственного банка за № 586 на 253 р. 48 к. Опись церковному имуществу была выдана ТДК 13 октября 1870 г. за № 3194 (49).

Священник Лев Иванович Окороков, сын пономаря из Томской губернии, пятьдесяти девяти летв 1892 г. (50). 11 апреля 1849 г. по исключении снизшего отделения Томского духовного училища был определен к Афониской Петро-Павловской церкви исправляющим должность дьячка,27 декабря 1855 г. преосвященным Парфением посвящен в стихарь и определен пономарем. По указу ТДК за № 3467 Лев Иванович перемещен к Николаевской церкви в село Борисовское Кузнецкого округа. Указом ТДК23 сентября 1870 г. за № 4079 вторично направлен к церкви села Афонинского. Епископом Томским Петром Л. И. Окороков рукоположен во священника 5 декабря 1882 г. В его семье жена Мария Трофимовна и взрослый сын Иннокентий,  состоявшийна службе псаломщика в благочинии № 14.

Штатным дьяконом числилсяИван ПетровичСчастнев, сын священника из Томской губернии, закончившийчетыре класса Томского духовного училища в 1873 г. После смены ряда мест служения, определен дьяконом к Петро-Павловской церкви села Афонинского.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в селе Афонино всего проживало350 человек, общее число прихожан Петро-Павловской церкви достигало трех тысяч. Развивалось начальное образование через церковно-приходскую школус.Афонино с библиотекой и церковной школой грамоты в деревнеВерх-Чумышской.

ПриходСвято-Троицкого храма села Брюхановского (Красное) Церковь деревянная с колокольней на одной связи, строилась в 1854–1855гг.иждивением прихожан. Храм освящен 26 ноября1856 г., престол – во имя Святой Троицы. РасстояниедоТДК 230 верст (51). В состав причта входили: священник, диакон и два исправляющих должность псаломщика. Общественных домов устроено для причта два – священнику и исправляющему должность псаломщика, у диакона собственный дом. Жалование на содержание причта от казны не выделялось, от прихожан на причт добровольно положена руга в количестве 800 пудовржаным хлебом.

Приходорасходные книги о суммах свечной, кошельковой и кружечнойвелись исправно. Опись церковному имуществу составлена в 1859 г.изасвидетельствована ТДК. Имелись копии с метрических книг с 1853 г. иисповедных росписей с 1853 г. Обыскная книга выданаконсисторией в 1874 г. (52).Действовало волостное училище, открытое 16 октября1873 г., в котором в 1876 г. обучалось 18 мальчиков и 1 девочка.

Настоятельиерей Андрей Тимофеевич Горизонтов, в 1876 г. ему двадцать восемь лет. По окончании курса Томской духовной семинарии в 1870 г.выпущен с аттестатом студента семинарии.29 ноября 1870 г. епископом Томским и Семипалатинским Платоном рукоположен во священника. 31октября 1872 г. указом ТДК, согласно ходатайству его тестя священника,был перемещен к Бачатской церкви помощником настоятеля.14 февраля1873 г. Горизонтов,согласно его прошению,направлен к настоящей Троицкой церкви настоятелем. 15 октября 1874 г. Андрей Тимофеевич за усердную службу и весьма хорошее поведение награжден набедренником.27 августа 1875 г. указом ТДКотцу Андрею поручено исправление должности благочинного, а 13 октября он утвержден благочиннымна три года. При волостном училище

А. Т. Горизонтов проходил должность преподавателя предмета «Закон Божий». В семье у него жена Мария двадцати двух лет идвухлетний сын Иван (53).

Дьякон Андрей Николаевич Николаев, священнический сын, в 1876 г. 65 лет. По исключении снизшего отделения Казанского духовного училища 4 октября 1829 г. посвящен в стихарь архиепископом Казанским Филаретом с определением пономарем в село Булдырь к Христо-Рождественской церкви. В 1851 г. принят в Томскую епархию и 2 ноября рукоположен вдиакона преосвященнейшим Афанасиемв село Николаевское к Николаевской церкви. С 14 июня 1852 г. Андрей Николаевич был наставником Николаевского сельского училища, а в 1855 г.«от сей должности за опущения, по распоряжению начальства, уволен и отрешен от занимаемого им места». 16 сентября1863 г. А. Н. Николаев определен к Усть-Сосновской Николаевской церкви по указу ТДК на вакансию псаломщика, 17 июня1871 г.определен дьяконом.В семье у него жена Федосья Ивановна 65 лет.

Исправляющий должность псаломщика Василий Иванович Студенский, пономарский сын, в 1876 г. сорок два года. По исключении из высшего отделения Нижнеломовского  (54) духовного училищаПензенской епархии 30 августа1855 г. согласно его прошению был принят в Томскую епархию и 28 октября определен на два годак Бачатской Николаевской церкви Кузнецкого округа для изучения причетнических предметов с получением полных доходов.25 августа1856 г. Студенский указом ТДК оставлен на прежнем месте еще на один год.24 марта1857 г. псаломщик Василий посвящен в стихарь преосвященным Парфением, а 19 мая1872 г.направлен на настоящее место. Женатна Евдокии Алексеевне 36 лет, дети: Василий 9 лет, Иван 5 лет, Петр 2 года, Таисия 3 года.

Исправляющий должность псаломщика Никифор Анемподистович Станков 18 лет (1876 г.), священнический сын, холост. По увольнении с высшего отделения Томского духовного училища 2 февраля1874 г. согласно прошению его отца преосвященнейшим Платоном определен к Бачатской Николаевской церкви на причетническую должность.29 марта 1875 г. согласно его прошению перемещен к Свято-Троицкому храму села Брюхановского. Должность церковного старосты проходил с 1875 г.крестьянин Осип Захаров (55).

В се