«Я здесь в последний раз»
В мае 2006 года в Кузбассе стояла очень теплая, сухая погода. В результате возгорания травы на областной автотрассе Прокопьевского района образовалась зона задымления, в которую попали несколько автомобилей. При нулевой видимости водители, не справляясь с управлением, сталкивались друг с другом. Первой загорелась «Волга», за ней вспыхнула церковная «Хонда»…
Отец Александр всего месяц не дожил до 67-летия. Родился он 8 июня 1939 года в городе Бийске Алтайского края в верующей семье. Мальчик Александр всегда хотел служить Церкви.
Во время хрущевской «оттепели» закрывались и разрушались храмы, монастыри, духовные школы, организовывались антирелигиозные митинги и демонстрации, громкие театрализованные отречения от Бога, духовенство подвергалось насмешкам и оклеветанию. Но несмотря ни на что в 1956 году Александр Пивоваров поступает в Одесскую духовную семинарию.
13 декабря 1959 года семинарист Пивоваров посвящается в сан чтеца. После окончания Одесской семинарии, 8 июля 1960 года Учебный комитет при Священном Синоде направляет Александра Пивоварова в Новосибирскую епархию, в распоряжение Преосвященного Доната, епископа Новосибирского и Барнаульского. 13 июля в Бийском Успенском храме Александр Пивоваров венчается с девицей Ниной Погребковой, 17 июля 1960 года епископ Донат рукополагает его в сан диакона, а 24 июля — во иерея и назначает на должность священника Покровской церкви г. Красноярска.
С 1965 по 1975 год отец Александр служит в Томске, в Петропавловском соборе. В 1966 году происходит первый громкий конфликт отца Александра с властями. Причиной тому — знаменитое «Барнаульское чудо». Напомним: прежде неверующая Клавдия Устюжанина рассказала людям, что во время клинической смерти ее душа отделилась от тела, что она виделась со святыми и по воле Божией воскресла. Эти откровения бывшей атеистки обратили в веру множество людей. К ней ездили со всей Сибири, в том числе прихожане Томского Петропавловского собора. Своими впечатлениями они поделились с отцом Александром.
3 апреля 1966 года, в проповеди о воскрешении Лазаря, батюшка упомянул о случившемся. За это его обвинили «в действиях, совершенных в обманных целях, направленных на возбуждение в массах населения религиозных суеверий» и возбудили уголовное дело. Длилось оно полгода. Прихожане всячески защищали своего пастыря, писали ходатайства, требовали прекратить преследования. 18 августа 1966 года следователь прокуратуры Кировского района города Томска, младший советник юстиции Токарев, рассмотрев уголовное дело, возбужденное по статье 142 УК РСФСР в отношении Пивоварова А.И., постановил уголовное дело прекратить за отсутствием состава преступления, подписку о невыезде отменить. Материалы же относительно Клавдии Устюжаниной выделили в особое производство и направили прокурору Октябрьского района города Барнаула для дальнейшего расследования.
Через несколько месяцев, 6 мая 1967 года, управляющий Новосибирской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) издал указ, касающийся священника Петропавловского собора г. Томска Александра Пивоварова: «За усердные труды во славу Святой Православной Церкви, особенно за усердную проповедь Слова Божия Вы награждаетесь Нашей Благословенной грамотой».
Продолжительное время отец Александр являлся благочинным храмов Томской области.
О служении батюшки в Петропавловском соборе г. Томска стоит упомянуть еще и потому, что там проходили духовную подготовку молодые люди, устроенные кочегарами, сторожами, дворниками. По своим профессиям они приравнивались к рабочему классу, и поэтому за ними не так пристально наблюдали соответствующие органы. Потом эти рабочие ехали в Новосибирск к правящему архиерею и по искреннему желанию принимали духовный сан. «Томская кочегарка» за десять лет воспитала для Церкви около сорока кандидатов. Многие из них разъехались потом по всей России, а протоиерей Николай Бурдин и Петр Гутович служат в Кемеровской епархии по сей день. Несколько раз власти пытались закрыть «подпольную семинарию», но не находили статьи, по которой можно было осудить молодых людей, работающих при храме сторожами, дворниками и кочегарами.
Активная деятельность отца Александра раздражала уполномоченных по делам религий; со страниц местных газет звучали призывы «покончить со всей этой «пивоварщиной».
Но где бы ни служил отец Александр, он всегда оставался горячим, ревностным пастырем: если строил храм — то выше разрешенного, если произносил проповедь — то громче дозволенного…
Описать подробно весь тернистый путь отца Александра в его строительной, проповеднической, миссионерской деятельности невозможно. Важно донести до читателей масштаб и неординарность его личности; неоценимый вклад, внесенный им в дело возрождения Православия в Сибири и в Кузбассе.
Отношение отца Александра к своим обязанностям высоко оценивалось священноначалием. За годы пастырского служения он многократно награждался высокими церковными наградами. За служение в Красноярске в апреле 1962 года епископом Новосибирским и Барнаульским Леонтием (Бондарем) он награждается набедренником и камилавкой, 19 апреля 1965 года архиепископ Павел представляет его к наперсному кресту, 16 апреля 1968 года за служение в Томске — к возведению в сан протоиерея.
19 апреля 1973 года «за усердное служение Церкви Божией» настоятель Петропавловского собора города Томска протоиерей Александр Пивоваров по представлению епископа Новосибирского и Барнаульского Гедеона награждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом палицей. 20 апреля 1976 года за ревностное служение в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска — крестом с украшениями. 1 апреля 1980 года — орденом святого князя Владимира III степени. 7 апреля 1990 года настоятель храма Святой Софии и Покровского кафедрального собора города Тобольска протоиерей Александр Пивоваров «в ознаменование его заслуг перед Святой Церковью в должности секретаря епархии, а также за труды по возрождению Тобольской Духовной семинарии, Святейшим Патриархом Пименом награжден правом ношения митры» по представлению епископа Тобольского и Тюменского Антония (Черемисова).
В Кемеровской епархии отец Александр начинает трудиться с 1993 года. За эти годы он явил себя хорошим пастырем и рачительным администратором. Стараниями отца Александра из руин воздвигнут старинный Спасо-Преображенский собор в Новокузнецке, открыты новые приходы, образованно Духовное училище. Организация училища была полностью возложена на него, и с этим послушанием отец Александр справился блестяще. Трудился в нем в качестве проректора. За годы служения в Кузбассе отец Александр неоднократно представлялся к высоким церковным и светским орденам. В 1997 году управляющий Кемеровской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний (Будько) представил протоиерея Александра Пивоварова к высокой Патриаршей награде – правом служения Божественной литургии при открытых Царских вратах до «Отче наш…».
Благочинного Второго Новокузнецкого округа ценили губернатор Кузбасса А.Г. Тулеев и глава Новокузнецка С.Д. Мартин.
Аман Гумирович, находившийся в дни прощания с отцом Александром в Москве, прислал телеграмму: «Уважаемое духовенство, церковнослужители, прихожане! Примите искреннее соболезнование в связи с трагической кончиной благочинного церквей Второго Новокузнецкого округа, настоятеля Спасо-Преображенского собора протоиерея Александра Пивоварова.
Разделяю с Вами боль и горечь невосполнимой утраты, скорблю вместе со всеми православными людьми, с родными и близкими безвременно ушедшего из жизни духовного пастыря, прекрасного человека, любящего отца и дедушки.
Отец Александр всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Он был активным созидателем добра, мира и согласия, милосердия и благотворительности. Бесценен его вклад в дело возрождения Православия в Кузбассе и в России. Его подвижническими трудами и молитвами возрожден Спасо-Преображенский собор и укреплялось Второе Новокузнецкое благочиние.
Мудрая отеческая забота о прихожанах, деятельная любовь к людям, умелое взаимодействие с представителями властей, глубочайшие знания и духовные советы навсегда останутся в сердцах кузбассовцев светлой памятью об отце Александре.
Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего и дарует ему Царствие Небесное и вечную память».
Сергей Дмитриевич Мартин присутствовал на панихиде, погребении и поминальной трапезе, организованной городской администрацией в одном из ресторанов Новокузнецка. В своем прощальном слове глава Новокузнецка выразил искреннее сожаление по поводу внезапной смерти отца Александра, так как он потерял ревностного помощника в воспитательной, образовательной, социальной деятельности. Сергей Дмитриевич назвал отца Александра священником не просто приходского масштаба, и даже не городского, а областного. Можно добавить, что и Сибирского. Ведь батюшка служил в храмах Красноярска, Томска, Новосибирска, Прокопьевска, Ачинска, Енисейска, Колывани, Тобольска, Омска, Новокузнецка. И в каждом из этих городов остались воспоминания о нем, запечатленные в храмах и сердцах.
На похороны протоиерея Александра прибыл управляющий Кемеровской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний, Преосвященнейший епископ Прокопьевский Амвросий, более ста священнослужителей Кузбасса и Сибири. 43 из них принимали участие в богослужении, остальные просто молились.
Самым трогательным моментом панихиды было прощание с батюшкой нашего управляющего епархией — Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония. Владыка, стоя у гроба своего клирика и собрата, разговаривал с ним, как с живым. Он вспоминал годы гонения на Церковь, годы служения в Новосибирской епархии, когда наш архипастырь, тогда еще протоиерей Дмитрий Будько, и протоиерей Александр Пивоваров, сменяя друг друга, трудились в должности секретарей. Сколько было пережито, сколько выстрадано… Слова владыки были так пронзительны, так точны и правдивы, что многие не сдерживали слез.
Владыка Софроний подчеркнул, что отец Александр совершал яркие поступки. Батюшка своей смелостью и настойчивостью отвоевывал пространство для деятельности, для церковной жизни, для проповеди и христианской любви. Отец Александр проходил там, где, казалось, невозможно пройти, изыскивал решения в самых безнадежных ситуациях… Он горел в жизни и сгорел в смерти.
Указом Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония на осиротевший приход настоятелем назначен сын отца Александра — протоиерей Владимир Пивоваров. Соборным хором уже много лет руководит дочь почившего батюшки — Толстокулакова Ангелина Александровна. Эта преемственность утешает паству, вселяет уверенность в завтрашнем дне и оберегает от потрясений.
Отец Александр всю свою жизнь, как бы опережал время, всегда работал на перспективу, думал о будущем, строил планы и реализовывал их. Самое загадочное и необъяснимое, что и свою смерть он предугадал. За две недели до гибели стал давать наставления своим родным и близким, призывал членов приходского совета слушаться будущего настоятеля, которого назначит Владыка.
В день гибели, находясь, в Кемерово на Епархиальном совете, батюшка христосовался со священнослужителями, приговаривая: «В последний раз». Зашел за документами в Архиерейскую канцелярию и улыбающимся голосом сказал: «Я здесь в последний раз». Все думали, что батюшка опять шутит. А он просто, как всегда, думал о будущем…
Источник: «Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове» / Гл. ред. — Карышев К.Л. — Новокузнецк: Сретение, 2008. — 248 с.
Назад