Своей любовью он грел всех
Впервые мы встретились с отцом Александром Пивоваровым в администрации города Новокузнецка, куда он пришел по делам, а я работала в отделе культуры заведующей методическим кабинетом.
Узнав, что я прихожанка храма во имя св. Архистратига Михаила, отец Александр, посоветовавшись с настоятелем храма отцом Василием Буглаковым, пригласил меня на работу в только что открывшееся Духовное училище в качестве администратора.
Отец Александр был большим дипломатом и никогда не ставил человека в неловкое положение, оставляя ему время на размышление.
Будучи очень образованным человеком, с богатым жизненным опытом, он сразу вызвал к себе уважение и доверие, потому уже через неделю я дала согласие на работу.
Самой главной его чертой было обаяние. Своей любовью он грел всех: бабушек, молодежь, мужчин, убогих — всех. Никто так тепло не обнимал тебя, никто не мог так утешить и поддержать в трудную минуту, как он. Его доброта и милосердие простирались на всех. Многим он помогал приобрести жилье. Так, однажды безвозмездно передал пять тысяч рублей сотруднице на лечение матери.
Отец Александр полон был новых идей, работать с ним было всегда интересно.
По приезду в Новокузнецк он сразу развернул большую просветительскую работу в школах и других учебных заведениях города и на селе. Однажды по приглашению директора клуба мы поехали в поселок Степной, где отец Александр крестил желающих и произнес проповедь. По дороге шофер заблудился, долго плутал, мы стали ворчать, а отец Александр и говорит:
— Это лукавый хочет нас перессорить, но лучше делу навредить, а мир надо сохранить.
Было очень трудно в период становления Духовного училища. Нужно было укреплять материальную базу, доставать продукты для питания учащихся, находить благотворителей, которые могли бы материально поддержать училище. Иногда мы унывали, а батюшка, укрепляя нас, говорил:
— Маловеры, если Господу угодно училище, то оно будет стоять. Надо молиться и во всем полагаться на волю Божию. Тогда и помощь не замедлит.
И действительно, вскоре нашлись добрые люди, которые пожертвовали училищу талоны на уголь, их уже мы обменяли на продукты.
Новое помещение под училище (на «Белых домах») мы получили в разрухе. Я недоумевала, как это можно поднять? С чего начинать? Переезжать на окраину города не хотелось. Пока мы ломали голову, как да что, батюшка уехал в Подмосковье директором православной гимназии.
За то, что батюшка согласился временно осуществлять общее и духовное руководство школой, каждый месяц на училище поступала порядочная сумма денег, которые шли на восстановление здания.
Поставили окна, двери, произвели монтаж водопроводной и отопительной систем. Появилась сантехника, и пошла работа. Помещения стали пригодны для учебы.
Отца Александра интересовало все: кадры, штат, материальная база, просветительская работа на телевидении, издание газеты, хор… Он многое изучал, начинал сам и других понуждал работать с полной отдачей. Он умел увидеть в человеке то, что сам человек и не предполагал. Многих посылал в командировки за материалами, на конференции, Рождественские встречи. Приглашал в город богословов. Предоставлял большую самостоятельность сотрудникам.
Если человек заболевал, батюшка был внимателен, звонил домой, разговаривал и общался с домочадцами сотрудников. Это было очень приятно и трогательно.
Человек рядом с ним всегда ощущал свою востребованность. Всех учащихся любил, даже просил учителей не ставить им двойки, а понуждать их добросовестнее учиться.
Умел прощать, смиряться, быть у всех послушником и всегда со всеми стремился быть в мире.
Источник: «Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове» / Гл. ред. — Карышев К.Л. — Новокузнецк: Сретение, 2008. — 248 с.
Назад