Председателю Совета по делам Религии при Совете Министров СССР Куроедову В. А.
Что меня заставило беспокоить Вас своим письмом и просить Вашего разъяснения.
Секретарь Советского райисполкома г. Томска взяла в райисполком регистрационную книгу Петро-Павловского собора г. Томска для проверки. Срок пребывания книги в райисполкоме «небольшой» — с 15 декабря 1982 г. до 18 февраля 1983 г. К нам приходят крестить своих детей, а книги регистрационной нет, а без регистрации мы крестить не можем и церковный совет их отправляет. Церковный совет вынужден с 1-го февраля 1983 г. завести новую регистрационную книгу. Книга Собора не осталась без внимания в райисполкоме. Началась проверка и допросы тех, кто зарегистрирован в книге записей и крестил своих детей. 29 августа 1982 г. был крещен младенец Кирилл родителей Замириных. Оказалось, что после определенных бесед Замирины Олег Федорович и Людмила Васильевна смалодушничали и отказались от своих подписей в книге и от того, что они крестили своего сына Кирилла. Секретарь райисполкома говорит, что подпись разная, что все оформила их бабушка.
Уполномоченный по делам религии Григорий Петрович Добрынин обвинил священника Рыбчинского.
10 февраля по просьбе родственников умершей священник Рыбчинский поехал к ним в квартиру и отпел покойную мать, которая в последней предсмертной просьбе просила своих детей отпеть: предать ее прах земле. И об этом священник Рыбчинский вынужден был писать объяснительную Уполномоченному Добрынину. Уполномоченный Григорий Петрович и представители райисполкомов часто приходят в храм с проверкой и стоят около регистратора, смотрят, как она ведет оформление всех треб: крестин, отпетия, молебнов и. т. д. Приходят в крестильное помещение, где мы крестим детей и рядом с ним, когда люди ожидают крещения, проводят беседы, почему они пришли крестить, все ли здесь родители, т. е. мать и отец, все ли правильно оформлено. Вот однажды Григорий Петрович спрашивает сидящую на скамейке на улице женщину: «Вы крестить?» Та отвечает: «Да, крестить». Уполномоченный ведет допрос далее: «А вы оформили у регистратора?», женщина отвечает, что записала. «А деньги заплатили за крещение?», — женщина говорит «Нет». Тогда Уполномоченный идет к регистратору в храм и говорит: «Что же Вы, записали крещение, а денег с нее не взяли?».
Регистратор объяснила, что не регистрировала крещение, нет отца, а только одна мать, и денег с нее не брала. Уполномоченный просил старосту собора, чтобы он сделал письменное предупреждение регистратору.
В г. Асино Томской области представители горисполкома пришли с проверкой в храм, прихожан в нем было не много, около 200 человек. Священник Григорий Коберник совершал водосвятный молебен и по окончании молебна кропил прихожан этой освященной водой и капли воды попали на представителя горисполкома, которая возмутилась, назвала священника дураком и другими нежелательными словами и добавила: «Ты за это ответишь, я представитель горисполкома». Григорий Петрович Добрынин разбирался и принял меры. Представители горисполкома и сейчас посещают молитвенный дом в Асино, и когда священник идет с каждением по храму, то представители отворачиваются, смеются, плюют на пол. И верующие очень возмущаются.
Несколько сот километров от Томска, самая северная часть области — г. Каргосок, и в нем живут верующие и к ним можно попасть только авиатранспортом. И они вызывают священника причастить больного, те же, кто плохо себе чувствуют здоровьем, желают поисповедоваться и причаститься. Но нам, священникам, нельзя причащать, когда собираются 2-3 и более человек в одном доме.
Несколько человек в одном доме можно причащать только 2 раза в год, так определил Каргасокский горисполком. Несколько лет назад я был приглашен верующими в г. Зыряновск Томской области. О моем приезде знали Зыряновский исполком, когда я прибыл в назначенный дом, меня сопровождали верующие, которые приехали за мной. В доме собралось около 50 человек престарелых, во время исповеди верующих приехали сотрудники милиции, взяли меня, посадили в их машину и доставили в Зыряновский горисполком, где мне предложили срочно выехать из города. Я опоздал на последний автобус и мне пришлось остаться переночевать в городе. Об этом не прошло мимо слуха милиции, которые разыскали меня и нашли отдыхавшим в постели. Я им дал слово, что утром уеду. Утром на автобусной остановке стоял сотрудник и удостоверился в том, что я наконец-то покинул их город. Верующие распространили слух, что меня арестовали, и из г. Зыряновска приезжали специально узнавать, так ли это. Но я пока служу народу службы, как и служил. Мы стараемся выполнять все требования местных властей. Чтобы не было подобного «гостеприимства», мы хотим, чтобы Вы разъяснили нам вопросы, указанные в письме.
Вот еще хотелось сообщить для вашего сведения один из случаев. В Петро-Павловский Собор приехали уполномоченный Григорий Петрович и секретарь райисполкома с обвинением церковного совета, якобы они не оформили вечное поминовение 22 августа 1982 г. гражданки Прусских Екатерины, а деньги с нее взяли за двоих по сто рублей за каждого, В течение трехдневной проверки оказалось, действительно, у нас в книгах нет записи этих имен. Когда вызвали Прусских Екатерину, то она сказала, что своих родственников записала на поминовение в Троицком храме г. Томска, где все оформлено, а не в Петро-Павловском храме. Но мы все переживаем, а нам тоже хочется жить спокойно, без лишних нагрузок.
Такие действия со стороны местных властей очень нервируют как прихожан, так и священнослужителей.
Благочинный православных церквей Томской области архимандрит Роман.
24 февраля 1983 года.
Источник: «Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове» / Гл. ред. — Карышев К.Л. — Новокузнецк: Сретение, 2008. — 248 с.
Назад