Приложение № 2 к книге «Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове»
<...>
Проповедническая деятельность духовенства направлена на все-мирное укрепление религиозности прихожан и вовлечение новых лиц в лоно церкви. Произнесение проповеди является системой, отступлений от которой не бывает. Но разные священники по-разному относятся к проповедничеству. Благочинный А. И. Пивоваров, считающийся среди духовенства Новосибирской епархии «златоустом», произносит проповеди без текста, выразительно и эмоционально. Тематика их разнообразна. Наряду с религиозно-нравственными проповедями произносит и догматические, излагая и разъясняя отдельные вопросы вероучения и священного писания.
<...>
Выступая с назидательными речами на тему того или иного праздника, священники стремятся использовать эту возможность и для разъяснения отдельных моментов вероучения, церковной символики для религиозно-нравственного воспитания прихожан, для подчеркивания греховности человека и могущества Бога и нагнетания «страха божия». Используются при этом самые различные приемы; воздействующие на ум и чувства человека, слушающего проповедь. Здесь и ласковое уговаривание, и игра на материнских, родительских чувствах, и ссылки на библейские авторитеты, и запугивание сатаной, грехом, божьим наказанием и. т. п. Для примера приведу две проповеди, произнесенные священником Пивоваровым А. И. 21 и 27 сентября 1973 года в праздники «Рождество Богородицы» и «Воздвижение животворящего креста Господня».
В день «Рождества Богородицы» он говорил: «У каждого из нас есть две матери: одна мать на земле, что родила и вырастила, и другая мать — небесная наша заступница, пресвятая Богородица. Каждая мать любит свое дитя, а мы любим своих матерей. Если дитя обращается к своей матери с просьбой, она услышит его и постарается выполнить. У людей среднего и старшего возраста часто уже не бывает родителей на земле, так как они отошли в вечность. Зато вторая наша мать — пресвятая Богородица - всегда с нами.
Святой Андрей, юродивый Христа ради, в своих видениях расска-зывает, что он, бывая на небе, подолгу не видел там Божию мать. Она в это время находилась на земле, среди нас, помогая тем, кто в этом нуждался. У каждого из нас при нашей немощи и греховности всегда есть о чем просить небесную заступницу. И она никого не оставляет без своей милости. Она хорошо знает наши нужды и всегда откликается на зов страждущих и обремененных.
Господь Бог в своей премудрости знал, кто может стать матерью Спасителя. Он избрал благочестивую семью Иоакима и Анны, горячо моливших его о даровании чада. Над Иоакимом и Анной смеялись тогда соседи и родственники, так как у них не было детей. А по понятиям того времени не имели детей только большие грешники, наказанные Богом. Бог же уготовал для благочестивых Иоакима и Анны великую милость, дав им дочь, будущую Богородицу по имени Мария. Мария дала миру того, кого мы называем Сыном Божиим, спасителем мира Иисусом Христом. Простая женщина стала великой и взяла на себя заботу о нас. Когда Иисус Христос был распят, а его мать, пресвятая дева Мария пришла к нему, он сказал: «Все оставляю тебе». Так он поручил ей быть заступницей людей перед Богом. И мы, как малые дети, в своей немощи простираем к ней руки и молим о помощи.
Сегодня, в день Рождества Богородицы, мы радуемся, что Бог, со-творивший чудо, не забывает нас, а пресвятая Матерь Божья всегда с нами!».
Та же цель и те же средства, может быть, еще в большей степени видны из проповеди Пивоварова А. И. во время праздника «Воздвиженья креста Господня». Разъясняя значение праздника и роль креста в жизни верующих, он говорил: «Велика сила креста в жизни христиан. Христос-спаситель, любящий нас отец, своей неизреченной любовью спас нас необыкновенным образом, своей крестной смертью. Моисей крестообразным движением разделил Чермное море. В трудные минуты он складывал крестообразно руки и побеждал. Крест — символ силы...
<...> Когда нам бывает тяжело, когда несем свой крест, мы обращаемся к Спасителю. Братья и сестры, несите свой крест на себе! Кто не отказывается его нести, тот придет в Царствие Божие, ибо путь наш оканчивается в раю. Даже если человек был великий грешник, но он несет свой крест, будет спасен, как тот разбойник».
Нелояльных высказываний со стороны духовенства ни в проповедях, ни в частных беседах не обнаружено. ...
За последние годы участились случаи произнесения проповедей, направленных на внушение родителям необходимости религиозного воспитания детей. Например, священник Андрей Бурдин из Троицкой церкви Томска так поучал прихожан: «Дети ваши берут пример с вас. Если вы набожны, трудолюбивы, ведете хороший образ жизни, то и дети ваши будут такими же. А у кого дети непослушны, в Бога не верят, в храм не ходят, поведение их желает много лучшего, значит, в этом повинны родители. Вы для них были плохим примером. Значит, прежде всего, сами вы должны глубоко верить в Бога, горячо молиться и чаще посещать храм Божий, тогда и дети ваши будут брать с вас пример».
Такие проповеди нашли отклик у верующих и проявились в уве-личении количества детей школьного возраста, окрещенных в церкви. Если в 1969 году было окрещено 49 школьников, то в 1971 году — 128, а в 1973 г. — 167 чел.
<...> В течение 1973 года религиозными организациями Томской области был допущен ряд нарушений законодательства о религиозных культах, по которым принимались необходимые меры. Одним из них является незаконное строительство. Исполнительный орган Петропавловского собора в г. Томске, подстрекаемый настоятелем собора Пивоваровым А. И. в течение месяца выстроил кирпичный дом под железной крышей площадью 70 кв. м. Комиссия райисполкома в связи с подготовкой к выборам в местные Советы ослабила контроль, чем воспользовались церковники. Обнаруженное уполномоченным Совета нарушение правил застройки изучала комиссия Томского горисполкома и предложила строение снести. Церковники ему не подчинились. По рекомендации Совета по делам религии здание сносить не стали, но законсервировали не неопределенный срок. Виновник нарушения председатель исполнительного органа собора Брусынин Е. П. уполно-моченным Совета снят с регистрации 25 июля решением собрания 20-ки и заменен другим человеком.
Настоятель Петропавловского собора Пивоваров А. И. ввел в практику привлечение к активному участию в богослужении значи-тельного числа (до 10) лиц из мирян и незарегистрированных служителей культа. Так было во время праздника «Пасхи», «Троицы», «Петрова дня», престольного праздника этого храма. Пивоваров А. И. был приглашен к уполномоченному Совета на беседу, предупрежден об ответственности за нарушение закона и ознакомлен с письменным предписанием, запрещающим использование в богослужении незарегистрированных служителей культа.
<.,.>
Жалоб и заявлений по религиозным вопросам в нашей области в райисполкомы и к уполномоченному Совета поступает очень мало, поэтому они рассматриваются быстро, в установленные сроки. Много поступает анонимных жалоб на православное духовенство, особенно на благочинного Пивоварова А. И. Но жалобы эти невозможно проверить, так как автор неизвестен, а в содержании обычно автор жалуется на аморальное поведение священников и хищение церковных средств без ссылки на конкретные факты, даты и фамилии.
Анализируя работу комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, приходится констатировать, что большинство из них работает слабо, не изучают достаточно глубоко состояние религиозности населения в районе, эволюцию религиозных организаций, новые тенденции в их деятельности, не всегда пресекают...
Источник: «Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове» / Гл. ред. — Карышев К.Л. — Новокузнецк: Сретение, 2008. — 248 с.
Назад