Было в нём что-то родное
Восьмого июня 80 лет исполнилось бы отцу Александру (Пивоварову), одному из самых известных в Кузбассе проповедников слова Божьего…
Отец Александр, благочинный Новокузнецкого округа Кемеровской епархии, настоятель Спасо-Преображенского собора, протоиерей, трагически погиб в автомобильной аварии 12 мая 2006 года.
Около семи часов вечера он возвращался с заседания Епархиального совета по автотрассе Новокузнецк – Кемерово. Стояла непривычная для этого времени года жара. И, как это нередко случается в такие сухие жаркие дни, загорелась прошлогодняя придорожная трава. На шоссе образовалась густая дымовая завеса, в которую попали несколько проезжающих автомобилей, в том числе и машина отца Александра. Водитель ехавшего впереди автомобиля остановился и вышел из салона. Машина, в которой находились батюшка и его водитель-помощница, не успев затормозить, врезалась в остановившееся авто.
Двери машины, судя по всему, заклинило. Хотя священнослужители и, в частности, Алексей Таах говорят, что следователи при осмотре сгоревшего автомобиля обнаружили, что погибшие пассажиры даже не пытались выйти из него: возможно, были без сознания от удара… В аварию тогда попало несколько машин. Но только из одной – церковной – никто не выбрался.
Многие прихожане Спасо-Преображенского собора отмечали, что весь год перед своей кончиной батюшка всё чаще, словно предчувствуя недоброе, говорил о смерти, что он, возможно, служит в соборе последний год. За несколько дней до трагедии повидал своего друга, духовника и наставника и Юрий Чебанов, бывший глава посёлка Абагур, а ныне пенсионер. Батюшку он знал к моменту той трагической аварии 12 лет.
– В 1994 году мы с женой Татьяной Сергеевной решили повенчаться. Выбрали для этого Спасо-Преображенский собор, который только начал восстанавливаться. Второго этажа ещё не было. Помещение на первом было холодным, сумрачным, со скрипучим полом. Здесь нас и встретил отец Александр. От него струилась такая теплота, такая пронзительная человечность! После того нашего венчания мы с ним сразу же подружились, – вспоминает Юрий Фёдорович. По его словам, своих прихожан, в том числе и Юрия Чебанова, батюшка встречал так задушевно, словно только их одних и ждал. В то время священнослужитель заново возводил Спасо-Преображенский собор, и все, кто мог, старались помочь ему в этом.
– Отец Александр, в котором жила такая глубокая вера в Бога, духовность, придающая ему силы выполнять своё предназначение на земле – строить храмы и проповедовать слово Божие, нередко говорил мне: «Хоть перед кем встану на колени – лишь бы храм построить!» А иногда батюшка и так отзывался о своей миссии: «Ты думаешь, это я собор восстанавливаю? Это Господь мне помогает! Это он храм строит!» – рассказывает Юрий Фёдорович.
Отец Александр был нередким гостем в семье Чебановых. С Юрием Фёдоровичем они вели долгие задушевные беседы на самые разные, в том числе и житейские, темы. Батюшка всегда мог дать дельный совет, подбодрить и поддержать. Последняя встреча произошла за десять дней до его гибели. В тот день Юрий Чебанов услышал от дорогого гостя неожиданное признание: «Моя смерть едет за мной на огненной колеснице». Галина Федотовна Судьина, помощница отца Александра и водитель нового автомобиля, который был куплен за три недели до той трагической поездки, успокаивая и словно увещевая отца Александра, всё время просила его присесть: «Батюшка, сядьте! У Вас же ноги больные!» Они действительно от долгих, многочасовых служб сильно у него болели. Но отец Александр никогда не показывал вида, что ему порой нестерпимо больно проповедовать, подолгу стоя в стенах храма.
На этот раз батюшка наклонился к уху Юрия Фёдоровича и прошептал: «Давай сядем! Не отстанет же!» Сели. И долго, по душам вели разговор. «При этом меня не покидало чувство, словно мы с ним прощаемся. В завершение нашей встречи я неожиданно для себя произнёс такую фразу: «Батюшка, я горд от того, что знал вас». Но осознав, что оговорился, тут же поправил себя: «Извините! Что знаю вас…» Через десять дней, узнав о трагической гибели отца Александра, я пришёл к жене на работу. У неё на календаре стояла маленькая иконка, подаренная когда-то батюшкой. Я обратил внимание на то, что иконка по краям вдруг обуглилась, словно обгорела. Но календарь, на котором она стояла, был цел. На нём не было ни единого следа возгорания. «Тань, как такое может быть?!» – с недоумением спросил я жену. Видимо, отец Александр таким образом попрощался с нами, решили», – вспоминает Юрий Фёдорович. И добавляет: «Только с годами начинаешь понимать, какого светлого человека послал нам на землю Бог. Что-то пронзительно человеческое, родное исходило от него!»
Отец Александр никогда не жаловался на житейские сложности, всегда был добр и терпим к людям… Хотя прожил трудную, полную многочисленных гонений, жизнь. Родился Александр Иванович Пивоваров в городе Бийске Алтайского края в верующей семье. С детства хотел служить в церкви, в монашеском сане. В 1956 году, чтобы исполнить свою мечту о служении Богу, поступает в Одесскую духовную семинарию. Это было время хрущёвской «оттепели». Когда закрывались и разрушались храмы, монастыри и духовные школы. Когда организовывались антирелигиозные митинги, демонстрации и театрализованные представления под лозунгами отречения от Бога. Когда духовенство подвергалось насмешкам и гонениям. Именно тогда Никита Хрущёв громогласно обещал показать «последнего попа по телевизору»…
Жена отца Александра, матушка Нина, впоследствии вспоминала, как во время их проживания в Красноярске, куда после окончания духовной семинарии был направлен её муж, за четыре остановки он ходил на службу в Покровскую церковь в рясе. Хотя появление в церковном облачении на улицах города в то время властями было категорически запрещено. И как каждый раз, сопровождая молодого священнослужителя, бежали вслед за ним, грозя палками и камнями, громко улюлюкая, мальчишки. Как били камнями и всем, что попадётся под руку, ночью по окнам их небольшого частного дома, в котором они жили. При этом пугая малышку-дочь.
После Красноярска в жизни семьи Пивоваровых было много городов, в храмах которых служил настоятелем отец Александр: Томск, Новосибирск, Прокопьевск, Ачинск, Енисейск, Тобольск, Омск… С 1 октября 1993 года он – настоятель Спасо-Преображенского собора в Новокузнецке. За свою жизнь Александр Иванович Пивоваров построил 25 храмов в разных городах Сибири. Причём большую часть из них – в советский период, когда само упоминание об этой деятельности было невозможным.
Похоронен отец Александр у алтаря Спасо-Преображенского собора. А на месте его гибели была поначалу установлена и освящена миниатюрная часовня с памятной доской и с неугасимой лампадой внутри, огонь в которой может поддерживать каждый проезжающий мимо. Сейчас на её месте установлен большой крест. Увидеть его можно на 66-м километре трассы, чуть-чуть не доезжая до 67 километра.
ГАЗЕТА «НОВОКУЗНЕЦК», ВЫПУСК №20 (1017) // РУБРИКА: ПАМЯТИ ОТЦА АЛЕКСАНДРА // Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
Назад