ГЛАВА 1
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИИ И НА ЮГЕ КУЗБАССА
1.2 Проникновение православия в Кузнецкую землю
Роль архиепископа Киприана в укреплении православия в новом крае. Понятие «Кузнецкая земля». Появление Кузнецка как духовного центра Кузнецкого края. Место Кузнецкой земли в церковном управлении в синодальный период.
Роль архиепископа Киприана в укреплении православия в новом крае. Первым сибирским архиепископом с кафедрой в Тобольске стал Киприан (Старорженников) (44). Он родился в г. Старая Руса, который относился к Новгородской земле. В начале ХVII в. он становится архимандритом Новгородского Спасского Хутынского монастыря. В сентябре 1621 г. Киприан рукополагается во архиепископа Тобольского и Сибирского. Ему был вручен архиерейский жезл и золоченый крест со святыми мощами (45). Архипастырское служение Киприана непосредственно началось 30 мая 1621 г. по прибытии в Тобольск. Эту должность он занимал до 5 февраля 1623 г., когда вышел указ о его возращении в Европейскую Россию.
За короткий период пребывания в Сибири архиепископ Киприан (Старорженников), по мнению Г. Ф. Миллера, «… своими поучениями и мудрыми распоряжениями, при поддержке патриарха, искоренил все царившие в Сибири непорядки и злоупотребления и как в церковном чине, так и в миру завёл во всём благочиние» (46). Слова Г. Ф. Миллера верны только частично. С одной стороны, владыке досталась очень сложная и почти неподъёмная работа по очищению церковной организации от порочного духовенства, с другой стороны, кадров церковнослужителей крайне не хватало по всей Сибири. Первый архипастырь внес определенный вклад в развитие книжности в Сибири (47).
Свою главную задачу первый духовный архипастырь Сибири видел в скорейшем исправлении нравов сибиряков, которые в ходе освоения новых территорий по тем или иным причинам уклонялись от православных норм поведения (48). РПЦ добиться доминирующего положения на новых землях без серьёзной материальной поддержки было практически невозможно. Сибиряки в условиях сурового края ценили возможность получить не столько духовную, сколько хозяйственную поддержку. Экономическая слабость православной церкви в Сибири объективно понижала её социальный статус и ослабляла культурно-духовное влияние. По этой причине первый сибирский владыка стремился создать материальную базу Тобольской архиепископии, которая могла гарантировать стабильное развитие Русской православной церкви в совершенно новом для неё регионе. Прежде всего, Киприан успешно приобретал земли, пригодные для землепашества (49).
Православие в Сибири остро нуждалось в организационном оформлении. Создание архиепископии – это значительный шаг вперёд в этом направлении, но громадность сибирской епархии изначально вела к тому, что её нормальное функционирование на всей территории оказывалось невозможным. На первом этапе формировался духовно-административный центр – Тобольск. На втором этапе планировалось регламентировать религиозную жизнь по сибирским городам. Влияние православия, таким образом, могло осуществляться только благодаря своеобразным организованным «культурным кругам», привязанным к сибирским городам, расположенным на стыке важных транспортных путей сообщения. Пункты, которые находились в стороне от основных торговых путей, не могли кардинально повлиять на становление православной культуры.
Первоначально Тобольск мало соответствовал статусу духовного центра Сибири. Имеющиеся монастыри, церкви и священноцерковнослужители не могли сравниться со средним российским уровнем, но в распоряжении сибирских иерархов не было другого более подходящего города, который мог претендовать на статус духовной столицы Сибири. Укрепление православной культуры в Тобольске было связано с появлением контроля РПЦ за обыденной и повседневной жизнью, её регламентацией. Монахи были определены по монастырям, им было запрещено «праздно шататься» по городу, выпрашивая милостыню. Можно утверждать, что появление в Тобольске архиепископии привело к тому, что был положен предел попаданию в число монахов и духовенства людей низких морально-этических качеств, желавших воспользоваться своим социальным статусом для личного благополучия. Постепенно в столице Сибири водворяется должный порядок, но цена за победу оказалась очень высока. Даже в Тобольске оказалось недостаточно подготовленных кадров, способных на высоком уровне исполнять духовно-пастырские обязанности по отношению к православному населению.
Массовая потребность в церквях обеспечивалась за счет строительства именно деревянных храмов. Временный характер деревянных церквей и их быстрая постройка способствовали популяризации в Сибири крестообразной формы строения. Архиепископ Киприан развернул активную деятельность по охвату храмами как можно большего православного населения епархии. Строительство храмов стимулировало церковные и светские власти к поиску новых источников пополнения священнических кадров сибирской архиепископии.
Недостаток материальных средств привёл к тому, что процесс институализации Русской православной церкви в социокультурном пространстве Сибири в значительной степени замедлился. Прежде всего отсутствовало необходимое число иереев.
Уклонение духовенства от переезда из Центральной России в Сибирь было сопряжено даже с бегством от предполагаемого места службы. Проблему нехватки церковных кадров попытались решить набором подходящих кандидатов из местного населения, но осуществить это за короткий срок оказалось проблематично. Священников в Сибири действительно остро не хватало, и они испытывали большие материальные трудности. Вялотекущая попытка подготовки достойных кандидатов в клир в Тобольске принципиально решить столь острую проблему не могла.
В Сибирь удавалось достаточно «безболезненно» направлять священников из тех мест, которые были к Сибири ближе всего, т. к. «смена обстановки» им была в меньшую тягость, а на прежнем месте жизнь их была достаточно тяжела (50). Переезжая, священники ждали указа о денежном жаловании, без которого в Сибири было обойтись очень трудно. Наиболее подготовленное духовенство приезжало с севера Европейской России. Этот факт объясняется тем, что северорусские священники более органично вписывались в суровые климатические условия сибирского края.
В Сибири не хватало священников. Только в Тобольске эту проблему удалось относительно решить. Во всех других местах Сибири потребность в иереях, отправляющих весь цикл обрядов, была необычайно остра. Например, весной 1621 г. архиепископу Киприану было «велено послати в Сибирь в Тарской город к нашему богомолью к новым церквам к нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа да к пророку Илье, да к преподобному отцу нашему к Михаилу Малеину ис Тоболска попа… А церковное строенье к тем церквам, образы и книги, и колокола, и ризы, и стихарь, и поручи, и сосуды церковные посланы от нас с Москвы с тарскими казаками…». На это последовал ответ: «А попов в Тобольском черных и белых нет, послать в Тарской город некого» (51). Это только один из типичных примеров. За короткий срок не возможно было «найти» священников, не говоря уже об их профессиональном уровне. Отсутствие достаточного количества подготовленных к служению священников на то время стало основной причиной, препятствующей повышению духовно-нравственного уровня паствы.
Приходское духовенство комплектовалось двумя способами. Во-первых, священники чуть ли не принудительно направлялись из Европейской России, во-вторых, поиск подходящих кандидатов осуществлялся на местах. Жизнь в Сибири не вызывала особой радости, и многие старались уклониться от нового места службы. Так, 6 апреля 1621 г. царь Михаил Федорович сообщает архиепископу Киприану: «И про тех певчих дьяков про трех человек, про Васку да про Иванку, да про Сергейка … к тебе на Верхотурье марта 4 число не бывали. А Самойло де Евтихеев и слуху нет» (52). Массовое уклонение духовенства от переезда из Центральной России в Сибирь было сопряжено, как видно, даже с бегством подальше от предполагаемого места службы. Проблему нехватки церковных кадров попытались решить набором подходящих кандидатов из местного населения, но осуществить это за короткий срок оказалось проблематично. Так владыка Киприан сообщает царю: «Да изо многих из сибирских городов воеводы пишут к тебе о черных и белых попех, а тебе послати по городом неково. А мирских людей, наученых грамоте, нет же, ково в попы поставити. А по которым городом ты ехал и попов видел, и по городом попы воры и бражники, да быть им нелзе, толко быть им по великой нужы, что переменить нечем. А по иным по многим местам селятца наново и церкви ставят, и тебе изо всех городов и из новых мест о попех докука великая, а взяти негде и послати неково» (53). Священников в Сибири действительно остро не хватало, и они испытывали большие материальные трудности. Вялотекущая попытка подготовки достойных кандидатов в клир в самом Тобольске принципиально решить столь острую проблему не могла.
При владыке Киприане начинается целенаправленный процесс строительства церквей. Новые храмы было трудно обеспечить всем необходимым без оказания централизованной помощи со стороны светских и духовных властей. Архиепископ Киприан уделял значение и внутреннему убранству храмов. Известно, что иконостас является смыслообразующим центром храма. Первый сибирский архипастырь заложил основы местного иконописания. С целью наведения должного порядка в оформлении храмов была составлена «Дозорная книга», которая представляла собой реестр икон большей части тобольских храмов (54). Церкви обязательно строятся в особо важных населенных пунктах: Енисейском, Иркутском, Якутском и других острогах (55).
Владыка Киприан внес существенный вклад в развитие Русской Православной церкви в Западной Сибири.
Понятие «Кузнецкая земля». Попытка определить территорию Кузнецкой земли при помощи формально-административного деления обречена на неудачу. Территория Кузнецкой земли с XVII в. до 1943 г., т. е. почти три с половиной столетия, неоднократно перекраивалась. С. Д. Тивяков определяет пять периодов в истории административно-территориального деления Кузнецкой земли (56). Известно, что «землепроходцы, появившиеся в Западной Сибири в конце XVI в., прозвали шорцев и телеутов кузнецами, а их землю – Кузнецкой » (57). Изначально размеры административного уезда определялись двумя родовыми волостями населёнными абинцами и шорцами. В XVII – начале XVIII вв. территория уезда постоянно изменялась. Включение Кузнецкой земли в 1804 г. в состав Томской губернии, хотя «стабилизировало» её статус в качестве Кузнецкого уезда, но не гарантировало возможных изменений. В 1822 г. город Кузнецк относится к средним городам Тобольской губернии (58). По административной реформе 1822 г. существовал Кузнецкий округ, ликвидированный в 1860 г.
Соглашусь с территориальными рамками Кузнецкой земли, определённой в издании «История Кузбасса», авторами которого являются ведущие ученые Кемеровской области. Из содержания второй главы «Земля Кузнецкая становится российской (1618-1721 гг.) следует, что «земля Кузнецкая» включает верхнее и среднее Притомье, т. е. территорию современной Кемеровской области (59). Для удобства дальнейшего определения исследуемой территории отмечаем, что административным и социально культурным центром Кузнецкой земли безусловно являлся город Кузнецк.
Кузнецк как центр Кузнецкой земли в большей степени влиял на развитие верхнего Притомья, его контроль в среднем Притомье исторически был ограничен. В ходе административных реформ XIX – начала XX вв. в состав Кузнецкого уезда не входил север современной Кемеровской области. В историко-географическом определении Кузнецкой земли выделяется два уровня. «Кузнецкая земля» в самом широком смысле совпадает с пониманием «Кузбасс» и Кемеровская область. Кузнецкая земля в узком понимании трактуется как исторически сложившаяся территория в верхнем Притомье административно, экономически, культурно тяготеющая к Кузнецку или связанная с югом Кузбасса.
Появление Кузнецка как духовного центра Кузнецкого края.Кузнецкий острог возник в 1618 г. не от мирной, спокойной жизни (60). Василий Фомич Тырков – один из основателей Томска, претендует на статус духовного отца Кузнецкого острога. Внук В. Тыркова уверял, что его дед присоединил к российскому государству «Кузнецы». Василий Тырков не является основателем Кузнецка, но он один из первых начал борьбу за включение Кузнецкой земли в состав России (61). Основатели Кузнецкого форпоста являются наследниками Ермаковой одиссеи (62). Центром юга Кузбассасталгород Кузнецк,который вырос из острога. Большинство проверенных источников 1687–1723 гг. свидетельствуют о том, что датой основания или первого упоминания Кузнецкого острога связано с 1617 г. (63). Профессор В. П. Бойко безапелляционно заявляет: « Кузнецк был основан как острог в 1617 г., а с 1622 г. имел уже статус города» (64) .
Кузнецкий острог, построенный в 1618 г. на берегу Томи, образует ядро будущего города. В «форпосте» обязательно располагались административные здания и постройки религиозного характера: дом воеводы, приказная изба, пороховой склад, церковь и часовня. В 1622 г. Кузнецк как важный форпост по освоению юга Сибири получает, вероятно, статус города. Некоторые краеведы с этим не согласны, например, А. Ю. Огурцов (65). В 1960–70-х гг. 1622 год был признан датой появления города. Об этом пишет, например А. А. Мытарев в «Географическом словаре Кемеровской области» (66). Д. Я. Резун определяет «город» и «острог» как две однотипные формы городских поселений Сибири (67) . Это позволяет принять наиболее раннюю дату появления города Кузнецка, т. е. 1622 г. В. Н. Курилов относит Кузнецк к особому типу «непашенных» городов, законсервированных на уровне города-крепости (68). Кузнецкий острог, не подпадая под понятие «город», «являлся крупным опорным пунктом русской колонизации на юге Западной Сибири» (69) . Считаю, что в период с 1618 по 1689 гг. состоялась институциализация православия в центре Кузнецкого края.
В 1635 г. при воеводе Г. В. Кошелеве в Кузнецк передаётся особая печать со специфическим изображением волка. Печать, как считают некоторые краеведы, усиливала отображение необжитого характера юга Кузбасса. В 1696 г. при воеводе
Л. Д. Нарыкове Кузнецку жалуется печать с изображением лошади. В XVII в. Кузнецк управлялся воеводами, основная задача которых сводилась к организации обороны юга Сибири от набегов различных кочевников. Успех колонизации данной территории позволил создавать не только крепости и остроги со служилым населением, но и основать новые гражданские селения.
В начале XVII в. коренное население Кузнецкого края было готово противостоять экспансии российского государства, проходили волнения, направленные против русских колонистов. Кузнецкий острог способствовал активизации колонизации Кузнецкой земли, которую стали осваивать не только служилые люди, но и пашенные крестьяне. Пришлое население вынуждено было считаться с набегами враждебных племён.
В условиях постоянной военной опасности переселенцы уповали не только на силу оружия. Они молились Богу, Богородице и святым о небесной защите и поддержке. В духовной жизни христиан особое место отведено Пресвятой Богородице, именуемой покровительницей и заступницей. Сибиряки ещё при архиепископе Киприане стали считать, что Сибирь находится под непосредственным покровительством «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», Самой Пресвятой Богородицы (70). Это внутренне укрепляло переселенцев на новой и чуждой для них территории, позволяло быстрее адаптироваться к сложным условиям жизни.
В это трудное время появилась легенда о защите пророка Илии. Легенда гласит – «Пленные калмыки или киргизы якобы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели в селе Ильинском большое войско, предводительствуемое седым стариком, ездящем на белом коне, а также во время набегов калмыков на село Ильинское видели такого же старика на белом коне и от него столб огненный до неба, и он поражал татар; сие русские относят к Илии пророку, икона коего и поныне находится в селе Ильинском и почитают оную икону чудотворной и явленною, но когда и где явилась, о том достовер¬ного сведения не имеется, но, по некоторым преданиям, якобы явилась недалеко от села Ильинского» (71). И. С. Конюхов предположил, что пророк Илия также защищал деревню Ашмарино (72).
В середине XVII в. в селе Красноярском действовала деревянная церковь во имя пророка Илии, а в деревнях Бачатское, Бедарево, Недорезово, Терехино и многих других находились часовни. Храмовые сооружения с самого своего появления являлись доминантами в градостроительном ландшафте, будь то Кузнецк или ближайшие деревни. Большое внимание уделяли не только внешним архитектурным особенностям, но и внутреннему убранству.
Символом победы становится строительство часовни во имя Вознесения Господня на самой высокой точке города Кузнецка – горе Воскресенской, на которой был трехметровый крест в исполнении искусного изографа в память избавления от военных потрясений 1715–1716 гг. (73). Известно, что «в Вознесенской часовне … находится большой величины крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, назади же креста надпись, что оный крест написан изуграфом Яковом Лосевым при императоре Петре Первом, при воеводе полковнике и коменданте Юрие Даниловиче Синявине; в 1717 году 20 числа июня на сем месте водружен и в то же время воздвигнут над ним молит¬венный храм, тщанием его г. Синяева и граждан. Из чего видно, что часовня сия существует уже 150 лет без перемены, стены те же здоровые, но урундуки и крыши были дважды переправлены, последняя поправка учинена в 1860 году с разрешения, благословения епископа Томского Парфения, иждивением купца Василья Максимовича Конюхова» (74). Владыка Парфений (Попов) дал благословение до осени 1860 г., т. к. 13 сентября этого года он становится епископом Иркутским и Нерченским.
Духовным сердцем Кузнецка и всего Кузнецкого края становится Спасо-Преображенский собор, построенный ещё в 1621 г. (75). Скорее всего, до строительства этой церкви могли существовать несохранившиеся более ранние религиозно-православные памятники. Русское православное население на местах-стоянках в обязательном порядке организовывало, как было принято писать в научных работах советского периода, «культовые постройки». На временной зимовке устанавливался деревянный крест под крышей; в крепости строилась часовня или церковь, а в городах старались обзавестись своим монастырем. После ухода людей из временных зимовий кресты оставались и еще долго свидетельствовали о появлении православия в Сибири. В таких местах могли быть временные религиозные сооружения. Существуют разные мнения о первом месте расположения кузнецкого острога (76). К концу XVII в. в абсолютном большинстве прилегающих к Кузнецку деревнях имелись часовни, а в сёлах – деревянные храмы.
В Кузнецке центром культурной и духовной жизни, действительно, стал Спасо-Преображенский собор. Деревянное строение Спасо-Преображенской церкви было поставлено казаками и служилыми людьми ещё в 1621 г. Малым чином церковная постройка освящена по распоряжению архиепископа Тобольского и Сибирского Киприана. Кузнецкий воевода ЕвдокимИванович Баскаков оказался богобоязненным и достаточно деятельным человеком. Он понимал, что благолепие кузнецкой церкви должно подчеркнуть силу Кузнецка перед воинственными врагами. По его инициативе в Тобольск к архиерею Киприану было направлено посольство для получения столь необходимой церковной утвари. Епархиальный центр Сибири не смог оказать должной помощи, но способствовал организации поездки кузнецких казаков В. Аверкиева и О. Филиппова в Москву к патриарху Филарету, которая оказалась достаточно результативной. Зимой 1624 г. казаки с ценными дарами для храма, а именно: сосуды церковные оловянные, ризы миткалинные, оплечье бархотенное, стихарь полотняной, оплечье выбойчатое, епитрахиль да поручи выбойчатые, пояс нитяной, возвратились в Кузнецк (77).
Место Кузнецкой земли в церковном управлении в синодальный период. Реформы императора Петра Великого в значительной степени изменили высшее управление РПЦ благодаря подмене института Патриарха Святейшим Синодом, действиям по регламентации положения белого духовенства и монашествующих. Противоречивый характер реформ Петра I во всех областях жизни нашел отражение в активизации старообрядческого движения, которое в первом российском императоре углядело явные признаки антихриста, снижении духовно-нравственного уровня священников и церковного причта, жесткой государственной регламентации деятельности приходов.
Обширность административных новообразований, особенно Сибирской губернии, способствовала выделению в епархиях отдельных округов – заказов. Тобольская епархия делится на заказы во главе с заказчиками, которые полностью зависели от местного архиерея. Кузнецкий заказ включал большую территорию юга Кузбасса.
Только в 1834 г. была образована Томская и Енисейская епархия, хотя ещё в 1824 г. генерал-губернатор Западной Сибири П. М. Капцевич ходатайствовал об учреждении отдельной Томской епархии. Смерть Императора Александра I и полицейский бюрократизм эпохи Николая I затянули процесс открытия новой сибирской епархии. Александр I не успел создать новую Томскую епархию, а 26 марта 1837 г. в Томск прибыл ссыльный Федор Кузмич (преподобный Феодор Томский), о котором говорили как об «умершем» 19 ноября 1825 г. в Таганроге императоре. После освобождения он некоторое время странствовал по Мариинскому уезду.
С образованием Томской губернии в 1804 г. территория Кузбасса сохраняла административное подчинение Тобольской епархии. Кузнецкий край входил в состав обширной Тобольской епархии с момента её образования и до 1834 г., когда была выделена самостоятельная Томская епархия, включавшая в себя территории Томской, Енисейской, часть Тобольской губерний и Семипалатинской области. К новой епархии отошло около 180 церквей с 850-870 клириками. К началу XX в. она включала в себя территории современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, республики Алтай, часть территории Казахстана, Красноярского края, Тюменской области (78) .
В 1891 г. в Томской епархии насчитывалось 643 храма и 163 часовни. Преобладали деревянные церкви. Основное количество храмов приходилось на Бийский, Кузнецкий и Томский округа (79). Два последних, а также Мариинский округ, включали территорию современного Кузбасса.
При Томском епископе действовало епархиальное управление, отвечавшее за связь архиерея с местными церковными управлениями. В Томской епархии существовала отдельная должностьвикария. ПриархиереенаходилсяЕпархиальныйсовет–совещательный орган, состоящий из опытных и уважаемых священнослужителей. Выполнение текущей работы по управлению Томской епархией осуществляла Томская духовная консистория (ТДК). Работа консистории регламентировалась в соответствии с церковным уставом. Консистория состояла из особого Присутствия и отдельной канцелярии. Постоянными членами присутствия являлись священнослужители, как правило, протоиереи церквей Томска, один из которых был кафедральным. Церковные дела распределялись между особыми «столами». На основании штатного расписания в ТДК выделялось четыре стола, средства на которые выделял Синод. В начале XX в. с согласия Синода открывается ещё два стола, содержащихся на епархиальные средства.
В территориально-административном плане Томская епархия делилась на благочинные округа, объединявшие группы приходов, границы между которыми определялись епархиальным архиереем совместно с епархиальным советом. Благочинию присваивался соответствующий порядковый номер. В благочинном округе находилось от 10 до 30 приходов. В Томской епархии их количество колебалось.
Значительное расстояние между приходскими общинами не позволяло, как в европейских епархиях, формировать количественно однородные благочиния. Удалённость отдельного прихода от центра благочиния могла составлять до пятисот километров. На осмотр подведомственной территории благочинные Томской епархии затрачивали от 2 до 4 недель. В епархии имелись серьёзные природные препятствия в сообщении между населёнными пунктами. Благочинные были обязаны два раза в год осматривать церкви своего округа и составлять рапорты епархиальному начальству.
Существенные изменения произошли в деятельности Кузнецкого благочиния с выделением Томской епархии из состава Тобольской. В значительной степени усилился контроль духовной консистории за деятельностью Кузнецкого благочиния. Во второй половине XIX в. томские епископы, как было отмечено, довольно часто посещали благочиния, заранее разрабатывая маршрут, и по мере их продвижения настоятели церквей торжественно встречали высоких гостей вместе с мирянами. В местных храмах владыка совершал богослужения и проводил инспекцию текущих дел. Выявляется следующая закономерность: регулярность архиерейских поездок возросла, но их было недостаточно. Это объясняется тем, что с расширением и укреплением православия в Сибири местные архиереи не могли должным образом контролировать духовную жизнь в огромных сибирских епархиях (80). Перечислим имена томских епископов с 1834 по 1919 гг. Их было, как апостолов, двенадцать: Агапит, Афанасий, Парфений, Порфирий, Виталий, Алексий, Платон, Петр, Владимир, Исаакий, Макарий и Анатолий.
Епархия, как ранее отмечено,в 1790-е гг.делилась на заказы. На юге Кузбасса находился Кузнецкий заказ, в котором вместе с градокузнецкими числилось двенадцать приходов (81). На рубеже XVIII–ХIХ вв. происходят некоторые изменения в епархиальной структуре управления. Заказы ликвидируются, остаются благочиния. Административное преобразование себя оправдало, так как это позволило епархиальному начальству наладить более тщательныйнадзор. Кузнецкое духовное правление упраздняется в 1857 г., в городе оставался только благочинный. В XIХ в. Томская епархия была разделена на 57 благочиний, а за Кузнецким благочинием был закреплён четырнадцатый номер. Наиболее крупными приходами на юге Кузбасса являлись градокузнецкие – Преображенского собора и Одигитриевской церкви, а также сельский Ильинский приход.
Кандидатов в благочинные рекомендовали, как правило, на епархиальных съездах, но последнее слово оставалось за епископом. Как правило, благочинными становились самые уважаемые священники, неконфликтные, способные реализовать указы вышестоящего начальства. Благочинный нёс персональную ответственность за деятельность вверенных ему священников, церковнослужителей и приходы, т. е. всю церковно-приходскую жизнь. Он зорко следил за нравственным состоянием духовенства. В этом не лёгком деле ему помогал духовник благочиния.
Первым благочинным юга Кузбасса и Кузнецкого округа утверждается протоиерей Яков Никитович Арамильский, которыйсмиренно нёс это послушание в 1798–1823 гг. После его кончины на должность кузнецкого благочинного указом епархиального архиерея назначается достаточно молодой иерей Пётр Ильин, который только успел закончить духовную семинарию. Каждый благочинный давал обещание на новой должности преданно служить Церкви, Государю и Отечеству. Известен протоирей Преображенского собора Павел Стабников, исполнявший обязанности благочинного с 1857 по1869 гг. и прослуживший в общей сложности в храмах России 50 лет.
Формирование штата клириков на юге Кузбасса осуществлялось преимущественно за счёт выпускников Тобольской и Томской духовных семинарий и частично Бийского катехизаторского училища. Хотя открывшаяся в 1858 г. Томская духовная семинария в значительной степени ликвидировала дефицит в профессиональных кадрах, но активно в Томскуюепархию принимались выпускники европейских семинарий. В 1891 г. в Томской епархии находилось 643 церкви, 163 часовни и молитвенных дома. Преобладали в основном деревянные здания, составлявшие до 85 % от общей численности. Основная часть храмов располагалась в Бийском /169/, Кузнецком /126/ и Томском /116/ округах (82). К 1914 г. на территории современного Кузбасса насчитывалось 152 храма, 71 часовня и 54 молитвенных дома.
Широкое развитие в Томской епархии получила общественная благотворительность. Повсюду существовали казенные и частные приюты для сирот, инвалидов и стариков. Центром благотворительности был Томск, где находилось 12 подобных заведений, по одному в уездных городах: Мариинске, Канске и Кузнецке, и два в городе Барнауле. Важную роль в местной духовно-религиозной жизни играли органы приходского церковно-общественного самоуправления. Заслуга в организации церковно-приходских попечительств в Томской епархии принадлежит епископу Макарию (Невскому). Функционирование попечительского совета должно было сделать общественную роль церкви максимально продуктивной.
Подведем итоги. Роль архиепископа Киприана в укреплении православия в Сибири и Кузнецком крае огромна. В крайне трудных условиях первый сибирский архипастырь открывал новые храмы и монастыри, укреплял внутрицерковную дисциплину, был защитником простого православного населения от засилья отдельных представителей светской власти, способствовал восстановлению христианских норм поведения среди русских колонистов.
Понятие «Кузнецкая земля» в данном исследовании трактуется в узком понимании. В широком понимании это территория верхнего и среднего Притомья, т. е. практически вся Кемеровская область. В узком смысле Кузнецкая земля понимается как исторически сложившаяся территория в верхнем Притомье, административно, экономически, культурно тяготеющая к Кузнецку или связанная с югом Кузбасса.
Кузнецк был духовным центром Кузнецкого края дореволюционного периода, олицетворением которого стал Спасо-Преображенский собор. Место Кузнецкой земли в церковном управлении в синодальный период определялось окормлением православных приходов в Тобольской и Томской епархиях.
Сноски и примечания
1.2 Проникновение православия в Кузнецкую землю
44.Абрамов Н. Киприан – первый архиепископ Сибирский // Тобольские губернские ведомости. 1858. № 4.
45.Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. Свердловск, 1975. С. 10; Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000. С. 84.
46.Миллер Г. Ф. История Сибири. М.–Л., 1941. – С. 68.
47.Солодкин Я. Г. Первый архиепископ Тобольский Киприан и русская книжная культура // Этнокультурные процессы в Сибири, роль русского этноса: история и современность: Материалы докладов и статей V межрегиональной всероссийской науч.-практ. конф. Кирилло-Мефодиевских чтений 20–23 мая 2005 г./ под ред. А. Н. Семенова. Ханты–Мансийск, 2005. С. 99–104.
48.Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032–1882 гг. Сургут, 1993. С. 63.
49.Только одним указом 20 января 1623 г. Тобольской епархии отводилось 100 десятин пашни и луговой земли на 400 копен. См.: Приложения к книге Г. Ф. Миллера История Сибири. М.–Л., 1941. С. 274.
50.Справка Сибирского приказа для доклада и резолюция о посылке в Якутск духовенства, церковных книг, одежд и утвари // Первое столетие сибирских городов XVII в. Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 2001. С. 61.
51.Там же. С. 179.
52.Тобольский архиерейский дом в XVII в. / издание подготовили Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 1994. С. 174.
53.Там же. С. 179.
54.Велижанова Н. Г. Иконостасы Тобольска в первой половине двадцатых годов XVII столетия (опыт реконструкции по документальным источникам) // Русские в Сибири: культура, обычаи, обряды:сб. науч. тр. ред. Василевская Э. В. Новосибирск, 1998. С. 161.
55.Фаст Г. Енисейск православный. Красноярск, 1994. С. 9.
56.Тивяков С. Д. Административно-территориальное деление земли Кузнецкой // Разыскания. 1995. Вып. 4. С. 3.
57.Башкатова Э. В. Влияние металлургической промышленности на развитие городов Томска и Кузнецка // Сибирские города XVII– начала ХХ века. Новосибирск, 1981. С. 130.
58.Рабцевич В. В. Управление городами в Сибири последней четверти XVIII – первой половины ХIХ века // Сибирские города XVII– начала ХХ века. Новосибирск, 1981. С. 169.
59.История Кузбасса / отв. ред. П. Н. Шуранов. Кемерово, 2006. С. 52–59.
60.Кауфман А. О. Начальный этап формирования группы служилых татар в составе кузнецкого гарнизона (первая половина XVII В.) // III Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925–1995): материалы Международной научной конференции. Новокузнецк, 2007. С. 144.
61.Полевой Б. П. Новое о Василии Тыркове, основателе Томска // Сибирские города XVII– начала ХХ века. Новосибирск, 1981. С. 62.
62.Резун Д. Я. К истории «поставления» городов и острогов в Сибири // Сибирские города XVII– начала ХХ века. Новосибирск, 1981. С. 56.
63.Резун Д. Я. Там же. С. 41.
64.Бойко В. П. Роль купечества малых городов в развитии торговли и промышленности юга Сибири в XIX веке // Третьи Стахеевские чтения: Материалы Международной науч. конференции. Елабуга, 2008. С. 9.
65.А. Ю. Огурцов пишет: «В краеведческих работах, расплодившихся сейчас во множестве, 1622 г. принято считать истинной датой образования города Кузнецка. Например, на официальном сайте Новокузнецка бывший директор музея «Кузнецкая крепость» Альбина Шадрина снова продемонстрировала подобный подход, хотя мною не раз подчеркивалась бездоказательность подобных утверждений, в т. ч. и в личных беседах с бывшим директором. Тем более, что имеются ясные и точные свидетельства Миллера о присвоении статуса города Кузнецку в 1689 г. Статус города означал официальное признание за ним не только административного центра ясачных, но и русских волостей, состоящих из служилых людей и пашенных крестьян, а также свидетельствовал о появлении городского посадского населения». Цит. По: Огурцов А. Ю. О трехсотлетнем споре http: //www. admnkz. ru/document. do;jsessionid= 2CA83C0C46368995C4B4ED09519 E301B?id=92891/ дата обращения 09. 07. 2012/
66.Мытарев А. А. от Абы до Яи. Географический словарь Кемеровской области. Кемерово, 1970. С. 91.
67.Резун Д. Я. Эволюция понятий «город» и «острог» в приказном делопроизводстве XVII вв. // Вопросы истории. 1977. № 7. С. 50–67.
68.Курилов В. Н. О некоторых закономерностях развития сибирского города XVII в. // Сибирские города XVII– начала ХХ века. Новосибирск, 1981. С. 113.
69.Каменецкий И. П. Волнения служилых людей в Кузнецком остроге // Сибирские города XVII– начала ХХ века. Новосибирск, 1981. С. 120.
70.Из молитвы святого Иоанникия. «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слова родшую, Сущую Богородицу Тя величаем». Источник: Молитвослов / сост. С. Николаева. Саратов, 2010. С. 60.
71.Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. – Новокузнецк, 1995. С. 22.
72.По этому поводу он писал: «А как в деревне Ашмариной с давних времен су¬ществует часовня, устроенная в честь святого проро¬ка Илии, то я полагаю, не прибегали ли жители тех мест во время нападения на них под защиту святого пророка Илии и не видали ли каких от него чудес, ниже сего описанных, но это только мое мнение». Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, 1995. С. 21.
73.Ширин Ю. В. Священные реликвии Кузнецкой крепости // Кузнецкая старина. 1999. № 3. Новокузнецк. С. 143.
74.Конюхов И. С. Кузнецкая летопись… С. 42.
75.Там же. С. 36.
76.Огурцов А. Ю. О трехсотлетнем споре // Кузнецкая старина. 2005. Вып. 7. С. 77–97.
77.Тресвятский Л. А. Шадрина, А. С. Очерки по истории православия в Сибири (региональный аспект). Новокузнецк. С. 52.
78.Мисюрёв А. А. Краткий историко–статистический очерк Томской епархии. Томск, 1897. С. 19.
79.ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1167. Л. 5.
80.Посещение юга Кузбасса Томскими архиереями.
В Томском государственном архиве в фонде Духовной консистории хранятся отчетные документы кузнецких благочинных о приездах епископов. Обратимся к одному из них, он написан настоятелем Пр