ГЛАВА 2

КУЗНЕЦК ПРАВОСЛАВНЫЙ: ХРАМЫ, ПРИХОДЫ, ПРИЧТ

2.1 Место Спасо-Преображенского соборав духовно-нравственной жизни Кузнецкой земли

Появление Спасо-Преображенского храма. Трудности строительства и специфика каменного собора. Храм, соборный причт и приход в начале второй половины ХIХ в. Настоятель Захарий Кротков и сокращение штата. Соборяне в последней четверти ХIХ в. Легендарный настоятель Спасо-Преображенского собора П. Т. Стабников: отставка и юбилей.

 

Появление Спасо-Преображенского храма было призвано обеспечить культурно-духовную поддержку переселенцам, вселить в них уверенность, что русские колонисты пришли на новую землю навсегда. Первая деревяннаяцерковь была заложена в 1621–1622 гг. по указу самого царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета (1). Это свидетельствует о том, что верховная светская и духовная власти придавали особое значение социально-экономическому освоению земель юга Западной Сибири – новой границе российского государства.

На новом, необжитом месте появляется храм, символизирующий существенные духовные изменения в  «Кузнецах». Название храма в честь Преображения Господня символично. Преображение Господне является важным событиям земной жизни Иисуса Христа и относится к двунадесятым праздникам православной церкви (2). С появлением Спасо-Преображенского собора для переселенцев начинает изменяться, преображаться окружающее пространство из враждебной среды в родное место.

Духовно-нравственную поддержку жителям Кузнецкого острога в столь трудное время первой половины XVII в. оказывали священники Аникудим, И. Иванов, М.Леонтьев, пономарь Дружинка Матвеев(3). Исследователь З.В.Башкатова говорит о «Кузнецком городе»1625–1631 гг., где была построена  государева кузница для переработки «ясачного железа»(4).

Первым кузнецким священником с сентября 1623 по 1629/30 гг.,по мнению В. Н. Добжанского, был Иван Иванов, бывший ключарь кремлевского Архангельского собора или собора во имя Чуда Михаила-Архангела в Хонех Чудовского монастыря. Иерей И. Иванов прибыл в Тобольск с архиепископом Сибирским Киприаном и должен был служить в соборной церкви. Однако за нарушение церковной дисциплины он был направлен на послушание в Кузнецкий острог к Спасо-Преображенской церкви, где его жизнь протекала недостаточно гладко. Например, ему за строптивый характер представители местной власти отказывали в материальной поддержке. Историк И. П. Каменецкийпо этому вопросу отмечает: «Недаром в 1627 г. на обороте отписки кузнецкого воеводы Ф.Голенищива-Кутузова о неимении мест около острога под пашню, об отведении которой просил в своей челобитной  кузнецкий священник, московский дьяк сделал следующую приписку: «А Федорову писму верити нечему, потому что пишет враждуя с теми попы»» (5). На смену отцу Ивану был назначен иерей Меркурий Леонтьев, последние годы жизни первого кузнецкого священника пока не известны (6).

Учитывая значение Спасо-Преображенскогособора в социально-культурной жизни юга Западной Сибири, священноцерковнослужители получали стабильное жалование в размере трех - шести рублей в год в середине XVII в. Казенный кошт священников составлял шесть рублей, адьячок и пономарь довольствовались суммой, не превышавшей трех рублей.

В трудных сибирских условиях главная церковь Кузнецкого края изначально строилась, как уже отмечалось, деревянной. Спасо-Преображенскийхрам отразил северорусскую традицию деревянного зодчества(7). Храм был увенчан шатром и состоял из трёх взаимосвязанных частей. В первой четверти XVIII в. Спасо-Преображенская церковь по естественным причинам продолжала ветшать, а летний пожар 1734 г. нанес зданию существенный ущерб. Об этом писал академик Герард Фридрих Миллер: «Острог возведен… В нем находится соборная церковь Преображения Господня, построенная много лет назад, которая, однако, 9 июня этого 1734 г. была полностью уничтожена внезапным пожаром, который в ней самой и возник. Этот пожар тогда одновременно уничтожил половину деревянного острога и в городе около 50 жилых домов с пристройками» (8). Желание кузнечан посещать церковные службы было настолько велико, что уже в декабре 1734 г.– феврале 1735 г. церковь-красавица была полностью восстановлена в прежнем виде.

В конце XVIII в.время сделало своё дело, деревянный храм значительно обветшал. Необходимо было испросить разрешение у Тобольского архиерея на снос старой деревянной церкви и строительстве новой.Кузнецк ещё находился в отражении блеска прежнего важного положения по освоению юга Западной Сибири и кузнечане могли помечтать о большой, уже каменной церкви, настоящем «соборе».У соседнего градского Одигитриевского прихода храм уже был каменный, а собор деревянный – ещё один повод задуматься соборянам о возведении нового каменного храма.

Городское духовенство, правильно уловив чаяния соборян, выступило с инициативой появления в Кузнецке второй каменной церкви. Горожане с согласия духовенствапроизводят сбор средств на началостроительных работ. Кузнецкое духовное правление ходатайствовало перед Тобольским владыкой о дозволении снести ветхую деревянную церковь и закладкенового собора. Ответ был дан положительный.

Трудности строительства и специфика каменного собора. После получения благословения архиепископаТомского и Сибирского Варлаама (Петрова)14 мая 1792 г. состоялась торжественная закладка основания собора, возведение которого проходило под присмотром заказчика, т.е. главы церковного округа, Ефимия Викуловского (9).Основные работы вела опытная артель иркутских каменщиков, мастеров «сибирского барокко», под руководством Почекунина.

Строительство собора с вынужденными перерывами шло более сорока лет. С одной стороны, каменноезодчество – всегда дело хлопотное, с другой стороны, кузнечане реализовывали свой самый крупный и амбициозный архитектурный проект, требующий значительных материальных затрат(10).Из жертвователей отметим лавочника-торговцаКошелькова, вложившего в богоугодное дело 800 рублей серебром, а также купцов известных фамилий Муратовых, Родюковых, Поповых (11).Для ускорения строительства по благословению святителя Варлаама сбор пожертвований шел повсеместно.Крупными жертвователями были: генерал-губернатор Западной Сибири М. П. Паскевич, священник-Преображенской церкви С. Я. Хмылев,церковный староста И. С. Конюхов.

Строительство каменного храма затянулось по причине нехватки материальных средств. С 1792 по 1830 гг.были возведены стены каменного собора,ещё пять долгих для соборян лет ушло на внутренние работы и отделку.Кузнечане искренне желали скорейшего открытия храма, уже в 1801 г.при благочинном Я.Арамильском состоялось освящение престолов во имя Святого Пророка Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца на первом этаже.Основной фронт работ был завершен в 1831 г., но ещё три с половиной года ушло на отделочные работы, включая трудоёмкую роспись стен.Торжественное освящение собора совершил протоиерей СазонтКуртуков 5 августа 1835 г. (12), а 8 августа состоялась архиерейская службас участием епископа Томского и Енисейского Агапита.

В архитектуре храма, как отмечает Альбина Степановна Шадрина, следует выделить две традиции – классицизм и барокко (13). По продольному направлению восток-запад строение имеет трехчастное деление объемов – храмовую часть с апсидой, трапезную и колокольню.Если классицистические приемы в строгом декоративно-художественном убранстве фасадов, то барочная-стилистика выраженав верхней части храма – сдвоенные колонки, изящной формы барабаны с волютками по граням и главки.Преображенский храм ссорокатрёхметровой красавицей-колокольней был одним из самых высоких сооружений юга Западной Сибири. Изумляла двухметровая толщина стен Спасо-Преображенского собора (14).

Храм, соборный причт и приход в начале второй половины ХIХ в. В памяти кузнечан сохранилось, что собор построен «тщанием прихожан и пожертвованиями разных богомольцев». Посмотрев на собор, можно было увидеть, что здание каменное, крепкое, двухэтажное с колокольней «на одной связи». Престолов в соборе всего три. Верхний этаж холодный, в котором находился престол во имя Преображения Господня. Нижний этаж теплый, центральный престол которого посвящен во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Второй, меньший по размеру, предел во Имя Святителя и чудотворца Николая. На «втором» этаже церковные службы совершались, как правило, летом, а на «первом» этаже – зимой.

Собор находился в 400 верстах от ТДК, а благочиние располагалось непосредственно в Кузнецке. Ближайшие к собору церкви Градо-Одигитриевская и Успенская, а также села Подгороднего Христорождественская в 3 верстах. Приписная к собору церковь –Градо-Кузнецкая кладбищенская Успения Божией Матери, службы в которой осуществлялись в воскресные, праздничные, редко в простые дни. Об этой церкви более подробно написанов отдельном параграфе.

Второй половине ХIХ в. свойственназначительная регламентация церковной деятельности. Опись церковного имущества велась по специально утвержденной форме. Обыскная книга была выдана в 1858 г. Приходо-расходные книги о «сумме свечной и церковной за шнуром и печатью» Кузнецкого духовного правления, выданные в 1849 и 1852 гг., велись исправно. Копии метрических книг и исповедные росписи находились в хорошем состоянии.

При соборном приходе на 1861 г. числилась городская часовня в «кузнецкой крепости» в память Вознесения Господня и шесть деревенских молитвенных домов. Приведем некоторые из них: Ашмаринский во имя Святого Пророка Илии Куртуковский во имя Святых Апостолов Петра и Павла, Сосновский в честь Казанской иконы Божией Матери, Бызовский во имя Архистратига Михаила и другие. Как часовня, так и молитвенные дома, были деревянные ив хорошем состоянии (15).

В составе причта с 1858 г. находилось семь штатных «единиц»: протоиерей, священник, дьякон, два дьячка и два пономаря (16). Наличие двух священников определялось особым соборным статусом церкви. Церковный причт свыкся с тем, что «постоянного оклада нет, а содержание священноцерковнослужителей скудное». Особого государственного содержания на кузнецкий соборуже не полагалось, а по нашим данным, с начала 1860-х годов усадебной, пахотной и сенокосной земли за храмом не числилось. Поддержание собора в должном благолепном виде и дополнительный доход причта составляли пожертвования.

На священноцерковнослужителей пожертвовано купцом Иваном Конюховым, вдовой коллежского асессора Елизаветой Щетининой и урядником Иваном Самигаевым 500 рублей, хранящиеся вГосударственном Коммерческом банке, на основе которого в 1860 г. был создан государственный банк. Процент от размещенных в банке денег поступал на содержание церкви и причта.И. С. Конюхов по этомуповодуписал: «При церковной ограде ныне стоящие наперво построил мещанин Феофан Ананьин около 1836 г., потом с 1860 г. начали к ней пристраиваться и прочие, в 1866 г. построил лавку сын мой Михаиле и в 1867 г. приложил оную в церковь, и также прежде построенные все приложены к церкви, и с них церковь получает за место… от 3 до 6 руб. в год с каждой лавки, а в сем 1867 г. построил еще лавку купец Федор Хворов » (17). Мещанами Параскевой Федоровной Ананиной и Григорием Радионовичем Чатковым было «приложено» по одной мелочной лавочке, первая ветхая, вторая новая, от них выходил доход в пользу церкви с каждой по 4 рубля (18).

Посмотрим более пристально на причт Преображенской церкви начала 1860-х гг. В его состав входили: протоиерей Павел Трофимович Стабников, священник Федор Васильевич Тверинов, дьякон Федор Власиевич Шалабанов, пономарь Евстропий Иванович Храмцов, дьячок Хрисанер Стефанович Тюшков, дьячок Иван Михайлович Колмаков, исполняющий должность пономаря Павел Иванович Мальцев.

Протоиерею Павлу Трофимовичу Стабникову в 1861 г. было уже 58 лет. Об этой легендарнойличности поговорим отдельно.

Священник Федор Васильевич Тверинов, в 1861 г. 35 лет, сын священника. 1 сентября 1848 г. по окончании курса Тобольской семинариипо второму разрядупо решениюТобольского семинарского правления Федор определяется учителемв приходской класс. 1 ноября 1848 г. по прошению он увольняется от учительской должности, а 21 ноября рукополагается во священника к Приисковой походной Успенской церкви. С 6 июня 1860 г. отец Василий становится священником Кузнецкого собора.

Отцу Федору 28 октября 1854 г. за «отличноревностное служение» в сане священника указом ТДК преподано Архипастырское благословение. 26 июня1856 г. по предложению Преосвященного Парфения, епископа Томского и Енисейского, указом ТДКФ. В. Тверинов переведёнсвященником в город Нарым с исправлением должности благочинного. Федор Васильевич поощрен  набедренником 25 декабря 1856 г. Преосвященным Парфением, а 28 сентября 1858 г. в память Крымской войны 1853–1856 гг. награждён наперсным бронзовым крестом на владимирской ленте.

Священник Федор Тверинов, как следует из источника, поведения весьма хорошего. Богослужение во все воскресные, праздничные и прочие по очереди дни совершал «неупустительно» ис благоговением. При всяком удобном случае, как в храме, так и в других местах, наставлялпаству с усердием. Известен как отличный семьянин, женат натридцатилетней Елизавете Ивановне (сведения на 1861 г.), десятилетний сын Иван обучался в Кузнецком уездном народном училище, дочери Елене восемь лет(19).

Дьякону Федору Власиевичу Шалабанову 26 лет в 1861 г., происходил из церковной семьи, сын дьяка. По исключении из Томского духовного училища 20 августа 1852 г. указом ТДК, по прошению его отца и по просьбе красноярских прихожан, определён к Красноярскому Воскресенскому собору исправляющим должность пономаря.6 августа 1854 г.Ф. Шалабанов преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским, посвящен в стихарьи определен псаломщиком к Томскому кафедральному собору.7 февраля 1856 г.он рукоположен в дьяконак тому же собору, а 17 июня 1858 г. по личному прошению был определен в Кузнецкий собор.

У дьякона Федора Шалабанова поведение хорошее, вел себя трезво, послушен и исполнителен, но «служит с приготовлением только в нарочитые праздники», к вечери и утрени в простые дни приходил очень редко. Женат на Параскеве Денисовне двадцати пяти лет, сыну Ивану три года, дочери Юлии один год (20).В 1869 г. Федор Васильевич продолжал служить в соборе.Его старший сын Иванобучался в Кузнецком уездном училище, а в семье у него за восемь лет родились ещё три сына: Евгений, Павел и Петр (21).

Пономарю Евстропию Ивановичу Храмцовув 1861 г.  сорок два года. По исключении из нижнего отделения Тобольской Духовной семинарии указом ТДС 5 декабря 1841 г. определён к кузнецкомуСпасо-Преображенскому собору исправляющим должность пономаряна два года.  В 1844 и 1845 гг. на испытаниях дважды оказался «неисправным», и потому оставлен при прежней должности. 16 декабря 1851 г. преосвященным Афанасием, Епископом Томским и Енисейским, посвящен в стихарь. «В семействе» у него жена Евдокия Ефремова тридцати восьми лет (22).

Дьячок Хрисанер Стефанович Тюшков, дьяческий сын, тридцати двухлет в 1861 году. По исключении из среднего отделения Томского Духовного училища12 января 1839 г. указом ТДК определяется к Кузнецкой Одигитриевской церкви исправляющим должностьпономаря, а 28 октября 1843 г.перемещен в село Бачатскоек Николаевской церкви. Х. С. Тюшков 15 августа 1845 г. посвящен в стихарьепископом Томским и Енисейским Афанасием и определён к кузнецкому собору дьячком. Поведение дьячкаТюшкова за 1861 г. очень хорошее, «характер положительный», к должности рачителен, чреду служил и исполнял неупустительно, вел трезвый образ жизни (23). Женат на Параскеве Федоровне тридцати восьми лет, сыновья Философ двенадцати лет  и Владимир восьми лет, которые обучались в Кузнецком уездном народном училище, сыну Василию два года, дочери Екатерине пятнадцать лет.

Дьячок Иван Михайлович Колмаков тридцати четырёх лет в 1861 г., сын священника. По исключении из среднегоотделения Томского духовного училища в 1844 г. указом ТДК определён исправляющим должность пономаря к Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви на один год. В 1845 г. на испытании «оказался неисправным» и Иванбыл оставлен на прежнем положении. 17 июля 1849 г.указом Кузнецкого духовного правления он переводится в Преображенский соборисправляющим должность пономаря. Преосвященным Афанасием Иван Михайловичпосвящается в стихарь 8 сентября 1850 г. и утверждается пономарем.19 марта 1857 г. указом ТДКон переведендьячком в Кузнецкий собор. Поведение дьячка И. М. Колмаковабыло «весьма хорошее, характер добрый и мягкий, к службе Божией весьма ревностен, к старшим себя послушен, ведёт жизнь трезво». В семье у него: жена тридцати четырёх лет и пять детей: Василию один год (24), Антонине пять лет, Филониде четыре года, Елисовета два года, Анастасии один год (25).

Исправляющий должность пономаря Павел Иванович Мальцев, 25 лет в 1861 г, сын священника, холост, нигде не обучался. 13 июля 1851 г. указом ТДК дозволено ему по слабости здоровья изучить дома причетнические предметы. 21 августа 1857 г. Павел определен к Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви на три года исправляющим должность пономаря, 29 октября 1850 г. переведен к Безруковской Николаевской церкви, а 14 февраля 1859 г. направленна настоящее место (26). Павел Мальцев «поведения хорошего, характер имел кроткий, к старшим послушен, к должности усерден, вел себя трезво» (27).

Пономарь Евстрафий Хромцов, сорок два года в 1861 г. Поведения довольно хорошего. Характер имел мягкий и добрый, к исправлению должности примерен, но иногда «частит рассеянно», трезвенник. Указной просфорни нет, а с 1844 г.печать просфоры «было делом рук»уряднической жены Евдокии Ивановны Зеленчеховы за плату, которая составляла 13 р. 43 к. серебром в год (28).Сиротствующая Лариса Павловна Машина, жена умершего священника Михайло-Архангельской церкви села Тальменского Барнаульского ведомства Андрея Машина, жила на содержании своего отца протоиерея Павла Стабникова. В семье у неё был сын Андрей восьми лет (1861 г.), обучавшийся в Кузнецком уездном народном училище.

В 1861 г. по благочинию Павла Стабникова входили приходы Кузнецка с деревнями Куртуково, Сосновка, Бухино, Черноусово. В  Кузнецке по благочинию№ 14 (П. Стабникова) всего 1299 прихожан проживало в 164 ½ дв., из них 377военных, 148статских, 229 разночинцев, 501 посадских, 44 поселян, 15 заводских и государственных крестьян. В деревне Куртуково 373 прихожан в 40 ½ дв., из них 310 заводских крестьян, 58 инородцев, 5 разночинцев.В деревне Сосновка140 прихожан в 24 дворах, из них138 заводских крестьян. В деревне Бухиной 203 прихожан в 35½ дв., абсолютное большинство из них являлись заводскими крестьянами (29).

В штате собора к 1869 г.также числилисьдьячокИ. И. Окорокови священник Захарий Кротков. Дьячок Иван Иванович Окороков, сын пономаря, по исключении с высшего отделения Томского духовного училища согласно его прошению преосвященным Афанасием был определен пономарем кНиколаевской церкви села Борисовское Кузнецкого уезда в 1848 г. 25 декабря  1849 г. Иван Иванович посвящен в стихарь, 1857 г.он переведён из пономаря во дьячка. В 1858 г.И. Окороков направлен на дьяческое место в село Кольчугинское  к церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В  1869 г. указом ТДКот 26 июля за № 2708 его определяют на дьяческое место к настоящей церкви. Жена Павла Алексеевна, дети Владимир, Александр, Никандр, Константин (30).

Церковный староста кузнецкий купец второй гильдии Лукиан Емельянович Панов определен на службу при соборе указом консистории от 1 января 1869 г. (31).

Прихожанин Иван Семенович Конюхов был человеком глубоко верующим, старавшимся жить согласно с христианскими нормами. Он родился в 1791 г. и прожил 90 лет, скончавшись в 1881 г. Глубокую любовь к Богу он унаследовал от своего отца, который последние годы жизни был окормляем  кузнецкими старцами-исихастами Зосимой и Василиском. Влияние отца на духовную жизнь Ивана Семеновича оказалось определяющим. Он получил домашнее образование, был купцом третьей гильдии, главой городовой думы и судьей городового суда. М. Кушникова, В. Тогулев пишут: «Летопись» насыщена глубокой религиозностью. Не случайно над текстом преамбулы И. С. Конюховым начертан крест и написано: «Господи,  благослови»... И. С. Конюхов скончался 18 августа 1881 г. и похоронен на городском кладбище. В метрической книге Спасо-Преображенского собора г. Кузнецка факт смерти заверен подписями З. Кроткова, свя¬щенника С. Титова, диакона П. Марсова и псаломщика Н. Окорокова» (32).

И. С. Конюхов жертвовал денежные средства не только на местные церковные нужды, но и на Алтайскую духовную миссию. Только в 1863 г. Конюхов безвозмездно передал АДМ ценные подарки: 90 икон на 13 руб. 50 коп., парчевую ризу с епитрахилью на 25 руб., журнал «Душеполезное чтение» за 1862 г. ценой 3 руб. 50 коп., всего 42 руб.(33). В следующем году он пожертвовал 25 руб.      

Социальный состав Спасо-Преображенского собора на 1869 г. можно охарактеризовать следующим образом. Всего городских прихожан было 1081, проживавших в 121 дворе. Из них 314 военного звания, 33 духовного звания, 150 статских, 512 мещан с купцами, 72 крестьян (34).Обратим внимание на социальный состав верующих по Спасо-Преображенскомуприходу в деревнях на 1869 г. Всего было 8 приписных деревень, в которых проживало 1659 прихожан в 210¼ дворах. В деревне Черноусовой 234 прихожан в почти в 32 дворах, из них 225крестьян, 9 мещан. В деревне Сосновой 282 крестьян в 34 дворах. В деревне Сукиной находилось 412 прихожан в 50½ дв. В деревне Маловой 69 крестьян в 8½ дв. В деревне Куртуковой 313 крестьян в 37 ¾ дв. В деревне Ашмариной 305 прихожан в 39 ½ дв., из них 140 крестьян, 20 инородцев, 56 военных, 89 крестьян. В деревне Бызовой 89 крестьян в 12 ½ дв. В деревне Таргаевской 50 инородцев в 9 ¼ дв. (35).

Настоятель Захарий Кротков и  сокращение штата.21 октября 1868 г. в составе соборного причта было сокращено одно место священника. Формальным поводом к сокращению штата с трех священников до двух послужило отделение части деревень от прихода. Реальная нагрузка на причт возросла, а его доходы частично сократились. Первой «жертвой» недостатка средств и трудовой переработки священников стал настоятель собора Павел Трофимович Стабников. Если раньше он мог часть своей «работы» переложить на двух других священников, то теперь это было сделать гораздо труднее. У протоиерея Стабникова особого выбора не было, по старческой немощи он должен был стать заштатным священником. Всячески оттягивая это событие, что могло привести к резкому снижению личных доходов, он взвалил весь груз работы на оставшегося священника. Второй священник не выдержал перегрузки и серьезно заболел. Разразился скандал, П. Т. Стабников был отправлен на заслуженный отдых. Не будем останавливаться на этих событиях, т. к. рассмотрим их позже.

После отставки протоиерея Стабникова в храме появилось два относительно молодых и работоспособных священника, настоятелем становится Захарий Кротков. Низший причт был относительно доволен, т.к. он вновь стал получать дополнительный доход, который ранее уходилпричту Одигитриевской церкви или других близлежащих к Кузнецку церквей. Но З. М. Кротков позднее «пострадал» от претензий причта.

По причине относительной бедности прихода вопрос о распределении «братских» вознаграждений был достаточно актуальным. В начале осени 1886 г. соборный причт в составе священника Георгия Смирнова, диакона Василия Рутуева, диакона Ртищева, псаломщика Иннокентия Окорокова, псаломщика Алексея Дроздовавступил в конфликт с настоятелем Захарием Матвеевичем Кротковым по поводу должного распределения денежного вознаграждения. Они составили рапорт на имя благочинного иерея Евгения Тюменцева.

Жалобщики писали, что по представлению Синода за № 308 от 19–28 февраля 1885 г. при пятичленном составе причта священник должен получать по 60 коп., диакон по 20 коп. и каждый псаломщик по 20 коп. В настоящее же время раздел доходов между соборным причтом вопреки означенному определению Синода производился следующим образом: с 1 руб. 05 коп. протоиерей получает 40 коп., священник 30 коп., диакон 15 коп. и два псаломщика по 10 копеек. Считая такой раздел несправедливым и имея ввиду разъяснение в № 51-52 «Церковного Вестника» за прошедший 1885 г. о применении раздела кружных доходов», причт просилразобраться в этом вопросе, т.к. протоиерей Захарий Кротков категорически отказался от желаемого причтем раздела (36).

25 сентября 1886 г.  благочинный Евгений Тюменцев попросил отца ЗахарияКроткова дать письменное объяснение на рапорт своих сослуживцев. На следующий день  последовал ответ протоиерея З. М. Кроткова, который обвинил некоторых представителей причта, особенно Ртищева, в ненадлежащем исполнении своих обязанностей (37). 29 сентября 1886 г. благочинный Е. Тюменцев попросил Ртищева дать ответ на выдвинутые против него обвинения. ДиаконРтищев отвечал: «… напрасны отец протоиерей пишет, что я при требоисправлении не бываю никогда, и так же к богослужениям являюсь …когда …предусмотрено... В подтверждении сего прошу испросить местного священника Георгия Смирнова». Е. Тюменцев лично опросил отца Г. Смирнова, который «показал, что заявление протоиерея Кроткова не исправно»(38). Захарию Кроткову было сделано внушение и он, смиряясь, исправился.

Широкому кругу читателей имя Захария Матвеевича Кроткова стало известно с середины девяностых годов прошлого века (39). Отец Захарий – выходец из бедной дьяческой семьи, родился в 1824 г. В 1846 г. он получает образование в Пензенской духовной семинарии с аттестатом первого разряда. Он понимал, что только хорошая учеба позволит сделатькарьеру, получить место священника. У Захария Матвеевича проявляются педагогические способности, он проводит большую работу по сбору природных и этнографических сведений для Императорского географического общества. Кроме того, З. Кротков исполнял обязанности цензора проповедей, его послужной список 50-х годов XIХ в. заполнен архипастырскими благодарностями.

В качестве опытного священника в 1856 г. он принимается в Томскую епархию Русской Православной церкви и определяется к Преображенскому собору в Кузнецк. Священникам юга Кузбасса вменялось в обязанность нести слово Божие сибирским инородцам. З. М. Кротков принимает самое активное участие в миссионерской работе. Только за 1857 г. он окрестил более 40 инородцев. Пастырский авторитет З. М. Кроткова среди прихожан и священнослужителей был значителен, поэтому в 1858 г. он был назначен духовником по Кузнецкому благочинию. К новым обязанностям он отнёсся очень ответственно. Его тексты проповедей отличались глубиной, знанием реальной жизни и способностью соотнести библейские сюжеты с жизнью простых крестьян и горожан.

В 1860-е годы отец Захарий служит в церкви при Гурьевском заводе и селе Салаирском, а в 1869 г. опять направляется священником в Спасо-Преображенский собор. Достигнув почтенного возраста, он неоднократно назначался благочинным в 1870–1885 гг.

Отец Захарий активно занимался общественно-просветительской деятельностью. В 1870-х гг. он был попечителем о бедных духовного звания и директором Кузнецкого комитета о тюрьмах. Протоиерей З. Кротков, занимаясь краеведением, написал «Летопись Преображенского собора» на основе документов церковного архива. Этот труд был высоко оценён Томским епископом Владимиром, который объявил автору благодарность (40).

В августе 1870 г. причт обратился к епископу Томскому и Семипалатинскому Платону с просьбой изменить число приписных к Кузнецкому собору деревень. Рапорт был получен владыкой 24 августа 1870 г. Священники сообщали о своем затруднительном материальном положении, о сложности ежедневно проводить церковные службы и т.п. Предложение причта сводилось к тому, чтобы перевести в приход собора жителей села Подгороднего и деревни Бунгурской. Увеличение штата до трех священников планировалось произвести включением священника из села Подгороднего в состав причта Спасо-Преображенского собора(41).Из архипастырского решения за № 1198 от 21 августа 1870 г. следовало возможное согласие при условии поддержки этого предложения жителями с. Подгороднего и упоминаемых в прошении деревень (42). Данное предложение не было реализовано.

К 1870 годам штат причта оставался следующим: протоиерей, священник, дьякон, и два псаломщика. Числились в штате собора в 1883 г. протоиерей Захарий Кротков, священник Григорий Петропавловский, дьякон Александр Лебедев. Собственный дом был только у протоиерея. Существенным оставался вопрос распределения материальных благ. 31 июня 1871 г. преосвященнейший Платонбыл озадачен запросом  благочинного четырнадцатого округа священника Захария Кроткова. В соборе произошла очередная оптимизация штата, в ходе которой из четырех причетнических мест осталось только два (43). В августе вопрос был улажен Томской консисторией.

На содержание клира, помимоуже известных средств прихожан Ивана Конюхова иЕлизаветы Щетининой, добавились пожертвованияурядника Ивана Салагаева, вдовы надворного советника Анны Катанаевой иинородческой жены Анастасии Куртегешевой. Новые пожертвования превысили1000 рублей, которыебыли под проценты помещены в Скопинском городском общественном банке (44). Деньги были размещены в ненадежном банке, который стал первой отечественной «финансовой пирамидой». Провинциальный банк Рязанской губернии во главе с авантюристом И. Г. Рыковым привлек к себе внимание наших доверчивых кузнечан активной рекламой и высокими процентами по вкладам (более 7 % против обычных 3,5 %). В 1882 г. банк оказался банкротом, а причт Спасо-Преображенского собора, очевидно, лишился значительного вклада.

Соборяне в последней четверти ХIХ в. Количественный состав причта зависел от числа прихожан. Даже в «крупном» городе Кузнецке дела обстояли не самым лучшим образом. Городских прихожан Спасо-Преображенского собора в 1883 г. было 977, проживавших в 112 ¾ дв. Основной костяк, мещане, составляли 607 человек, 134военных, 108 статских  и 28 духовного звания (45). Деревенские приходы Черноусовой, Бызовой, Сосновской и других, всего 6 деревень, дали 1428 прихожан, все крестьяне, проживавшие в 177 ¼ дворах. Всего у Спасо-Преображенского собора было 2405 прихожан, проживавших в 290 дв.(46).

Полностью реализоватькарьерный потенциал по церковной службе было достаточно трудно. Кандидат должен был получить соответствующее образование, иметь поощрения послужбе при отсутствии взысканий и, конечно, огромное терпение. Так  15 сентября 1877 г. диакон Спасо-Преображенского собора Василий Воскресенский пишет прошение епископу Томскому и Семипалатинскому Петру, с просьбой рукоположить его во священника с переводом на праздное иерейское место при церкви во имя Святой Троицы села Сарычумышского.

На соискателя В. Воскресенского и вакантное место была составлена информационная справка (47). По клировой ведомости Кузнецкого Преображенского собора за 1876 г. значился диакон Василий Воскресенский тридцати двух лет, пономарский сын. По исключении сосреднего отделения Томского Духовного училища в 1861 г. определен на пономарское место в храм села Семеновское. 20 сентября  1863 г. Василий переведен в село Ярское пономарём. 31 мая 1864 г. Воскресенский принят в число послушников Томского Архиерейского дома. Василий 22 июля 1865 г. посвящен в стихарь, 29 января 1866 г. он определен к Томской Иннокентьевской церкви при Томской женской общине на дьяческое место. В. Воскресенский 24 мая 1868 г. направлен кПавловскому заводу, а 18 мая 1869 г. он рукоположен во диакона. 21 июня 1874 г. дьякон Василий по прошению переведен к Спасо-Преображенскому собору. За 1874–1876 гг. дьякон Василий по службе характеризовался следующим образом: читает и поет очень хорошо, устав и катехизис знает, под судом и следствием не состоял (48). В. Воскресенский женат с1877 г. на Анне Стефановне двадцати шести лет. Дети: Екатерина девяти лет, Мария шести лет, Александра четырёхлет и Павла двух лет.

Епископ Петр принимает взвешенное решение: «Так как я просителя не знаю, каких он качеств, то Консистория пусть представит свое мнение, достоин ли проситель священнического сана»(49). Рассмотрение дела затянулось, а затемотдельная должность священника при Троицкой церкви была упразднена.

В конце XIХ в. в Кузнецке к приходу Спасо-Преображенского собора относились две церкви – Успенская кладбищенская и надвратная Ильинская в городской тюрьме (Кузнецкий замок). Молитвенный дом в соборном приходе имелся в деревне Букиной во имясвятого Прокопия Христа ради юродивого, без иконостаса. Часовен в приходе всего числилось семь. Две часовни в городе: деревянная в Кузнецком замке и около собора каменная во имя Иверской иконы Божией Матери с 1885 г.в память трагической кончины императора Александра II. Построена часовня на средствакупца второй гильдии Стефана Георгиевича Шукшина с разрешения Томского и Семипалатинского епископа Владимира. Купец С. Г. Шукшин был награжден золотой медалью с надписью  «за усердие»  на Станиславской ленте (50).

В часовню памяти царя-освободителя купцом С.Г.Шукшиным приобретено семь икон:Иверской Божией Матери, в честь Св. Александра Невского, Первомученника архидьякона Стефана, Св. Преподобной Параскевы, Св. Преподобной Евдокии, Св. Великомученника Пантелеимона и Св. Апостола Луки. Икона Иверской Божией Матери была в серебряной вызолоченной ризе весом в 20 фунтов и стоимостью 1725 рублей. Высота иконы 1 аршин 15 вершков, ширина 1 аршин 4 вершка. Источники свидетельствуют о наличии ещё других шести икон таковой же величины «живописныя на золотом фоне». Кроме этихобразов были недельные Святцы в 48 иконах и одна икона двунадесятых праздников на – цинке (51).

В пятидеревнях(Сосновке, Поповой, Араличевой, Черноусовой, Бызовой) были часовни, наиболее известные –дер. Сосновке во имя Казанской иконы Божией Матери, дер. Поповой в память Покрова Пресвятой Богородицы, дер. Бызовой во имя Архистратига Божия Михаила.Часовни деревянные, построены с разрешения епархиального начальства, а также молитвенный дом в деревне Букиной.В деревнях за часовнями наблюдали часовенные старосты.Совершались регулярные требоисправления и Богослужения в дни памяти святых, в честь которых эти часовни построены.

Исповедные росписи Кузнецкого собора с 1804 г. хранились в церковном архиве, кроме росписей за 1805-1807, 1809, 1812, 1814, 1815-1819, 1821 и 1869 гг. (52).При Соборе имелась библиотека, в которой находилосьвсего 100 книг: 26 богослужебных и «поучительных»книг,  24 книги исторического содержания, 2 медицинских труда  и др.В библиотеке был выявлен недостаток значительного количества журналов и книг, которые по указу ТДК от 5 августа 1887 г.обязан был восполнить протоиерей З. Кротков.В городе имелись училища: одно уездное и два приходских, мужское и женское.Непосредственно при соборе находилась школа грамоты (53).

Служители собора в начале 90-х годов ХIХ в.: протоиерей М. А. Любимцев, священник В. Т. Минералов, дьякон В. И. Сребрянский, псаломщик А. Н. Дроздов, псаломщик В. Г. Смильский.

Протоиерей Михаил Алексеевич Любимцев, дьяческий сын, шестьдесят лет в 1892 г. (54).Михаил в 1856 г. окончил курс Костромской духовной семинарии с аттестатом второго разряда, ректором которой был Порфирий (Соколовский). 20 июля 1856 г.по прошению он был принят в Братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и определен указным послушником. Михаил Алексеевич 12 ноября 1862 г. по прошению принят в Енисейскую епархию и 28 апреля 1863 г. рукоположен епископом Никодимом (Казанцевым) во священника в Минусинском округе.Отец Михаил 24 марта 1865 г. согласно прошению был переведен к Георгиевской церкви села Курыш Канского округа, затем7 июня 1865 г. направлен к Троицкой церкви села Кавказское Минусинского округа, расположенного на правом берегу р. Туба.Иерей Михаил далее проходил службу: с 15 октября 1874 г. переведен кМатурской Михайло-Архангельской церкви Минусинского округа, 14 марта 1883 г. определен в село Назаровское к Троицкой церкви Ачинского округа. Он состоял депутатом от духовенства благочиния № 2 Минусинского округа по делам Красноярского духовного училища, будучи