ГЛАВА 3. СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРИХОДЫ КУЗНЕЦКОЙ ЗЕМЛИ

3.2 Средние сельские приходы

Атамановской деревни приход Успения Божией Матери. Приход церкви во имя Святителя и чудотворца Николая села Безруково. Церковь во имя Живоначальной Троицы села Березовского. Церковь во имя Святителя и чудотворца Николая села Борисово. Священноцерковнослужители храма Воскресения Господня Верхотомского села. Храм Святителя и чудотворца Николая Мирликийского в селе Калтанском. Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила села Мартыновского. Приход церкви Илии пророка улуса Осиновский. Монастырь во имя Рождества Христова и приход в селе Подгороднем (Христрождественском). Церковь во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Салаирского рудника. Церковь во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла села Терехинское. Сведения о церкви во имя сошествия Святого Духа села Томского.Церковь во имя Святителя и чудотворца Николая Усть-Искитимского села. Церковь во имя Святого пророка Божия Илии села Усятского. Приход Николаевской церкви золотого промысла.

Атамановской деревни приход Успения Божией Матери. Селения, как известно, бывают двух типов: деревни и сёла. Сёла, естественно, крупнее деревень, сельчане строили церковь, а в деревне обходились часовней или молитвенным домом. В деревне могло вообще не быть зданий, предназначенных для религиозных целей. Жители деревни Атамановой, несмотря на ограниченные материальные возможности, сумели организовать у себя настоящую церковь.

Известно, что около 1860 г. прихожаненачаливозводить часовню, но этой постройкой не захотели ограничиться. В уважение желания и усердия жителей деревни Атамановой, указом ТДК от 19 сентября 1860 г. за № 5296, разрешено открыть в деревне деревянную церковь (58). В 1861 г. из строившейся часовни по благословению преосвященного Парфения выстроена церковь иждивением прихожан. Церковь «…каковая стенами воздвигнута вся и покрыта, сделан к ней иконостас, написаны вновь иконы. Заведены: Святое Евангелие (малое), Крест, Святая Чаша с принадлежностями, кадиль, крапило, водосвятная чаша, епитрахиль и риза» (59).На 1869 г. источники свидетельствуют, что церковь утварью вполне достаточна. Здание деревянное «с таковою же на одной связи колокольнею, крепка». Чин освящения церкви состоялся в январе 1868 г. Престол в церкви деревни Атаманово один –во имя Успения Божией Матери.Расстояние от церкви доТДК460 верст, от местного благочиния в г. Кузнецке в 15 верстах. Ближайшие церкви к деревне Атаманово следующие: Безруковская Николаевская в 12 верстах и Градо-Кузнецкие в 12 верстах.

Штат причта был определен в две единицы, а именно: священник и дьячок.Дом для священника прихожанами был куплен заблаговременно, но земли к Успенской церкви не отводилось. Причту, таким образом, оставалось только «питаться от алтаря». Материальное обеспечение священника в то время определялось тремя способами: питаться от алтаря, т.е. брать вознаграждение за требы, получать ругу или установленное вознаграждение от прихожан; получать казенное жалование или центральной церковной власти (60).

Опись церковного имущества была сделана в 1868 г. и завизирована секретарем консистории Добронравовым. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью ТДК выданы в мае1868 г. (61).

ТДКжалованьена содержание причта Успенской церкви села Атамановского не определила, т.к. приход формировался по инициативе самих жителей. Выстроив здание, приобретя все необходимое для церковной службы, атамановцы успокоились и «забыли» определить причту ругу. Материальное содержание священника и дьячка оказалось весьма скудным. Забывчивость прихожан объясняется скромными материальными возможностями самих прихожан. На священническое место в Успенский приход претенденты, по причине неопределенного материального положения, не шибко рвались.

Приход был приписан к Одигитриевскомухраму г. Кузнецка и в причте означенной церкви на момент открытия служили Е. И. Тюменцев, В. Н. Курбаковский, Д. И. Окороков (62). В 1861 г. причт характеризовался следующим образом. Сведения о священнике Е. И. Тюменцеве приводятся выше (63).

Дьякон Василий Николаевич Курбаковский, 34 года, дьяческий сын. По исключении с высшего отделения Томского духовного училища1849 г.определен послушником в Архиерейский дом. 27 мая 1849 г. Василий посвящен в стихарь епископом Томским и Енисейским Афанасием. 9 мая 1859 г. Курбаковский определен к станице Семипалатинской Воскресенской церкви,18 октября 1861 г. перемещен на настоящее место.Женат на Александре Николаевне 31 года (64).

Пономарь Дмитрий Иванович Окороков, пономарский сын, 34 года. По исключении изТомского духовного училища 31 октября 1850 г.определен в Кузнецкий Преображенский собор исправляющим должность дьячка для изучения причетнических предметов на один год с получением полных доходов. 10 октября 1851 г.Дмитрий по испытании «оказался неисправным», оставлен на прежнем положении.21 декабря 1852 г.Д. Окороков епископом Томским и Енисейским Афанисиемпосвящен в стихарь и определен к Кузнецкому собору дьячком. 19 марта1857 г. Дмитрий Окороков за неудовлетворительное поведение и неуспехи преосвященным Парфением перемещен из дьячка в пономаря с получением половинных доходов. 30 ноября 1857 г.Д. И. Окороков обратно переведен пономарем на настоящее место (65).Чтение, пение, устав и катехизис знал довольно хорошо (66).

Священник Е.И.Тюменцев, дьякон В.Н.Курбаковский, пономарь Д.И.Окороков были достаточно молоды и активны, периодическое служение в приходе Успения Божией Матери деревни Атамановской не должно было вызвать у них особых затруднений, кроме времени на дорогу, но службы в праздничные дни проводить было практически невозможно. Позднеев приход был определён причт, готовый трудиться не в самых благоприятных материальных условиях. В 1869 г. в храме был уже свой священник М. А. Львов, о котором сохранились некоторые сведения.

Священник Михаил Алексеевич Львов, дьяческий сын. По окончании курса Калужской духовной семинарии в 1846 г. был уволен с аттестатом второго разряда. Он был принят в Томскую епархию10 апреля 1848 г. и рукоположен преосвященным Афанасием восвященника Михайло-Архангельской церкви села Тальменки Барнаульского округа.18 ноября 1855 г. по распоряжению Епархиального начальства Львов перемещен в Томский округ. 7 марта 1858 г. М. А. Львов направлен обратно к Тальменской церкви, 8 января 1868 г. определёнк Атамановской церкви Кузнецкого округа. Михаил Алексеевич известен как проповедник среди язычников и мусульман. В память Крымской войны 1853–1856 гг. награждёнбронзовымнаперсным крестом. Женат на Марии Авраамовне, грамоте обучена.Дети: Николай, Павел, Александр, Иулия, Клавдия, Таисия – читать и писать умеют. Александр получал образование в училище (67).

Приход церкви во имя Святителя и чудотворца Николая села Безруково. Начало строительства храма относится к 2 мая 1858 г., а первым священником становится Петр Дмитриевич Победоносцев, назначенный на новый приход уже 17 мая (68). Расстояние от церкви доТДК 425 верст, от благочиния в г. Кузнецке в 25 верстах. Ближайшийхрам Успенский села Атамановского. Одноэтажная деревянная церковь построена тщанием прихожан и других посторонних жертвователей. Известно, что в 1861 г.заканчивалось строительство колокольни. Престол во имя Святителя и чудотворца Николая (69).В церковной утвари особого недостатка не было.

Штат состоял из священника, дьячка и пономаря. На содержание причта определялось жалование в 212 рублей в год. Сумма незначительная, но материальное положение лучше, чем у причта Успенской церкви села Атамано.Земли для ведения хозяйства членам причта не отводилось.Сельчане выстроили дом для священника, т. к. содержание причта было недостаточно.

На основе ряда данных в 1861 г.в селе уже было училище, принадлежащее церкви, а из сообщений 1869 г.следовало, что училище «в настоящее время не имеется по независящим причинам от причта» (70). Имелась приписнаяпоходная церковь во имя Св. Михаила Архангела. Деревянных часовен в приходе две: в деревне Подобайской во имя Архангела Михаила и в селе Боровково во имя Пресвятой Троицы.

 Опись церковному имуществу была составлена в 1861 г. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной,копии с метрических книг,копии исповедных росписей с 1858 г.велись и хранились вцелости.Обыскная книгабыла выдана ТДК 31 мая 1868 г.В 1861 г. в составе причта церкви во имя святителя и чудотворца Николая числились священник П. Д. Победоносцев и дьячок В. Победоносцев.

Священник Петр Дмитриевич Победоносцев, диаконский сын, 34 года в 1861 г.По окончании курса наук Тобольской семинарии в 1854 г.уволен с аттестатом первого разряда.5 ноября1854 г. П. Д. Победоносцев епископом Томским и Енисейским Парфением посвящен во священника Барнаульского ведомства.7 июня 1857 г.отец Петр по прошению переведен к градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви. С 1859 по 1863 гг. проходил должность духовника в Кузнецком благочинии. В память Крымской войны 1853–1856 гг.П. Д. Победоносцев высочайше награжден бронзовым наперсным крестом на владимирской ленте, а также набедренником. 26 марта 1863 г.ему пожалован орден Св. Анны 3 степени.17 марта 1858 года Петр Дмитриевич определен к церкви во имя святителя и чудотворца Николая села Безруково. Женат на Александре Павловне, дочь Людмила, Омилия– читать и писать умеют.

Дьячок Василий Победоносцев, дьяческий сын. По исключении с низшего отделения Томского духовного училищав 1851 г. определен пономарем в село Борисово Кузнецкого округа.6 декабря 1852 г. Томским епископом Афанасием посвящен в стихарь с переименованием в дьячка, а в1859 г.переведен к Николаевской церкви села Безрукова Кузнецкого округа (71).

Рассмотрим поведение причта за 1861 г. Священник Петр Победоносцев – поведение отлично хорошее.Богослужения в воскресные, праздничные и часто в простые дни проводит«неупустительно», требы по приходу совершает безвозмездно, чем многих из инородцев привел к православию, заслужил их любовь и уважение (72).О дьячкеВасилии Победоносцев известно, чтохарактером обладал добрым, к должности рачителен, старшим послушен, вел себя трезво,поведения хорошего (73).

В церковный приход храма во имя Святителя и чудотворца Николая села Безруково входило 11 населённых пунктов, а именно 2 деревни и 9 улусов. Прихожане были из деревень Подобаевской, Боровковой и улусов: Протошное, Балбынское, Аковское, Тепинзинское, Альчековское, Красный Яр, Курьинское, Сибиргинское, Кайзаское, Чувашинское, Сосновая Гора, Каргинское.

В 1869 г. в селе Безруково находилось 206 человек, 25 дворов. Жители села Боровково своими силами не могли полноценно содержать действующий храм. В деревне Подобаевской 199 жителей, 24 двора, а в деревне Боровковой 73 жителя, 9 дворов. Таким образом, крестьян трех русских деревень 478 жителей, 58 дворов. Для весьма скромного материального обеспечения причта жителей достаточно. Денежное довольствие в размере 212 рублей в год было выделено в качестве компенсации за миссионерско-просветительскую деятельность в 9 улусах, с общей численностью 516 инородцев (74).

Церковь во имя Живоначальной Троицы села Березовскогопостроена в 1863 г.тщанием прихожан, освящена в том же году по благословению епископа Томского и Семипалатинского Порфирия.Здание деревянное, основано на каменном фундаменте в одной связи с колокольней, обнесена деревянной оградой.Престол во имя Живоначальной Троицы (75). Церковной утварью достаточна: 4 священнических облачений, 2 напрестольных Евангелия, 2 напрестольных серебряных креста, небольшая дарохранительница, 2 дароносицы(медная и серебряная), патир, дискос, гвоздица, серебряные кадила и др. Пахотной и сенокосной земли при церквичислилось59 десятин. Земля причтом не обрабатывалась. План на землю хранился при церкви и был выдан Алтайским горным правлением 25 ноября 1864 г.Дома для причта деревянные приходские, удобные, не застрахованы, ремонтируются на счет причта (76).

Причта положено – священник и псаломщик. В 1892 г. в храме проходили службу иерей Н. Г. Прибытков. Священник Николай Григорьевич Прибытков, в 1892 г.33года, священнический сын (77).По окончании курса Барнаульского духовного училищаопределен к Казанской церквисела Валериановского Мариинского округа. 3 апреля 1880 г. по ходатайству протоиерея  Бийского Троицкого собора Дмитрия Емельянова определен к Троицкому собору псаломщиком 20 июня 1880 г. Епископом Бийским Владимиром  21 июля 1881 г.посвящен в стихарь.30 июля 1882 г. по прошению определен к Мартыновской Михайло-Архангельской церквиблагочиния № 15 псаломщиком. 8 мая 1884 г. преосвященным Макарием, епископом Бийским,рукоположен во дьякона к той же церкви. По его прошению определен дьяконом к Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви 3 марта 1887 г. преосвященнейшим Макарием, Епископом Бийским, рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Подгороднего. 17 июля 1888 г.по его прошению определен к Троицкой церкви села Березовского, с 1 сентября 1889 г.направлен к означенной церкви. В семье у него жена Варвара Васильевна 29 лет и дочь Зоя 8 лет (78).

Церковь во имя Святителя и чудотворца Николая села Борисово. В нашем распоряжении имеются сведения о самостоятельной церкви Кузнецкого округа села Борисово Николаевской церкви за 1888 г. (79).Церковь построена в 1845 г.по инициативе и на средства прихожан. Здание деревянное с колокольней на одной связи. Расстояние от церкви доТДК– 253 версты. Престолов в церкви два: в низстоящей, холодной, во имя Святителя и чудотворца Николая; в пределе теплом в честь Богоявления Господня. Утварью храм достаточен: 4 праздничных священнических облачений; 2 сребро-вызлощенных патира с принадлежностями; 2 напрестольных Евангелия и 2 напрестольных серебряных с позолотой Креста.

Земли при церкви пашенной и сенокосной отведено 9 десятин, усадебной не имелось. Пашенная земля оставалась в собственности прихожан. Сенокосной землейсвященноцерковнослужители пользовались сами, акты на землю отсутствовали.

Причта положено по штату: священник, диакон и псаломщик. Дом для священникабыл устроен прихожанами деревянный, удобный, прочный и «со всеми принадлежностями». Для псаломщика дом подобран удобный, прочный, но при доме надлежащиххозяйственных построек не имелось. Диаконимел собственный дом на общественной земле, доставшийся емуот покойногоотца священника ВасилияХаова. На содержание причта жалования из казначейства «не положено», а получали от прихожан тысячу рублей в год,хлебная ругаотсутствовала.Содержание причта, как следует из сообщений, посредственно (80).

Опись церковногоимущества составлена и внесена в шнуровую книгу, скрепленную секретарем консистории Добронравовым и утвержденной печатью ТДК 21 июня 1857 г. Приходорасходные книги о церковных суммах за шнуром и печатью ТДК выданы 31 мая1883 г., велись исправно. Наличных церковных сумм к 1 декабря 1888 г.осталось 72 р.25 к.Копии с метрических книг и исповедальных росписей с образования самостоятельного прихода церкви в 1846 г. хранились в церковном архиве. Обыскная книга выдана членом ТДК, кафедральным протоиереем Емельяновым и секретарем Филлиповским.

В селе Борисовском имелась часовня во имя Св.благоверного князя Александра Невского. Часовня построена в 1877 г.крестьянином села Борисовского Иваном Новиковым.Богослужение обязательно отправлялись 1 мартаи 15 мая. За часовней присматривал староста.

В церковной библиотеке,по данным на 1888 г.,из книг духовно-нравственного содержания имелось: «Христианское чтение» за 1845–1853 гг., «Творения Святых Отцев» выпуски за 1843–1853 гг., «Воскресное чтение» за 1856 и 1857 гг., «Пролог» в двух частях, «Творения Св.Димитрия епископа Ростовского» в пяти частях, «Творения Св.Тихона епископа Воронежского» в 15 частях, «Библия», «Об антихристе» господина Никольского, «Беседа Св.Макария Египетского», «Беседы сельского священника с прихожанами» архимандрита Антония, «Духовная беседа» за 1858 г.,Труды преподобного Иоанна Лествечника, «Истинно древняя и истинно православная церковь Христова», «Новая скрижаль», «Поучения Св.Синода», «Святитель или полное собрание поучений» протоиерея Нордова, «Святитель», «Повествования о жизни Св.Отцов церкви», «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонской инока Парфения»в четырех частях, «Все богослужебные беседы пастыря с пасомыми» в двух частях, «Народный собеседник с простым народом», «Свыше наказанные нарушители десяти заповедей Закона Божия». Богослужебный журнал с 1883 г.велся исправно (81).

В конце 1880-х гг. местным священникомбыл Анемподист Петрович Станков из духовного звания, 59 лет в 1888 г. 15 июля 1851 г. Анемподист окончил курс Воронежской духовной семинарии со степенью студента.20 августа 1852 г. А. П. Станков принят в Томскую епархию.21 сентября 1852 г. он рукоположенпреосвященным Афанасием во священника к селу Красноярскому Пророко-Ильинской церкви Кузнецкого округа.20 августа 1856 г. за усердие в составлении и произнесении проповедей своего сочинения преосвященным Парфением А. П. Станкову объявлено архипастырское благословение.10 марта 1857 г. отец Анемподист переведен в Кузнецком округе к селу Бачатскому Николаевской церкви с назначением к исправлениюдолжности благочинногосеми церквей,24 декабря 1857 г. Епархиальным Начальством он утвержден благочинным.23 июля 1859 г. отец Анемподист награжден наперсным бронзовым крестом в память Крымской войны 1853–1856 гг. (82).

Священноцерковнослужители храма Воскресения Господня Верхотомского села. В нашем распоряжении оказались только сведения о причте храма. В селе Верхотомском Кузнецкого округа располагалась Вознесенская церковь, в которойв 1858 г. служили дьякон И. Васильчиков, дьячокИ. Деждериев, пономарь Ф. Хитров. Характеристику на членов причта составил благочинный священник Павел Юрьев.

Дьякон Иаков Васильчиков48 летв 1858 г. Поведения «хорошего». Как отмечает благочинный: «По недавнему его определению к данной церкви в качествах душевных ещё не узнан». Дьячку Ивану Деждериеву 28 лет, поведения «хорошего». К храму Божию и службе усерден, о чистоте и опрятности церкви имеет попечение, жизнь ведёт трезвенную и не укоризненную; к старшим себя по службе очень почтителен (83). Пономарь Филипп Хитров 18 лет, поведения «очень хорошего». Характером обладал кротким и добрым, к службе Божией был усерден, о чистоте и опрятности церкви «имел всегдашнюю заботливость и попечение». Ревностно старался приобретать нужные по должности сведения, трудолюбив и пользовался небольшими доходами, трудами рук своих старался облегчить бедное положение вдовствующей матери с сиротствующим её семейством. К старшим себя по службе очень почтителен (84).

Храм Святителя и чудотворца Николая Мирликийского в селе Калтанском. Первоначально в 1858 г. планировалось открытие храма Святителя и чудотворца Николая Мирликийского в деревне Кузедеевой, но указом ТДК от 30 июля 1859 г.было предписано построить церковь в деревне Калтанской (85), что было исполнено в1862 г.Только по неимению возможности приобрестииконостас и колокола церковь долго не освящалась (86).

«Расстоянием» Николаевская церковь от Консистории в 450 верстах,от местногоблагочиния в40 верстах.Ближайшиецеркви–Атамановская Успенская в 30 верстах и градокузнецкие в 40 верстах (87). Здание деревянное, на каменном фундаменте с колокольней на одной связи.Престолбыл определён во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского, на котором регулярно отправлялось Богослужение. Храм церковной утварью былдостаточен,кроме икон в иконостасе. Причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь. Земля при церкви отсутствовала,дома для причта не строились.Причту полагалось жалование 212 рублей в год из чего видно, что содержание весьма достаточно скромное.

По благословению преосвященного Парфения в селе Сары-Чумыш была перестроена деревянная часовня в церковьпо инициативе и на личные средства нарымскогомещанинаНиколая Михайловича Занина. Указом ТДК от 16 мая 1861 г. за № 3194 новый храм приписывается к Николаевской церкви села Калтанского, но по неимению соответствующей церковной утвари долго не освящалась (88).

В 1864 г. приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатьюТДК скреплены протоиереем Гавриилом Заводовским. Копии с метрических книг и исповедных росписей имелись с 1858 г. (89). Очередная приходная книга была выдана 26 ноября 1864 г., велась исправно и хранилась вцелости (90).

Часовен в приходеимелось четыре:деревне Кузедеевой во имя Св.апостолов Петра и Павла, деревне Кандалеп во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил, улусе Осиновском во имя Св.пророка Божия Илии, улусе Туштелеп во имя Св.великомученника Прокопия. Все часовни деревянные, «построены жителями издавна, с чьего позволения неизвестно» (91). Зато известны имена священноцерковнослужителей храма села Калтанского: о. А. Милянов, о. Павел Дубов, о. Г. Прибытков, П. Иваницкий, П. Стабников.

Священник села Калтанского –Алексей Милянов, в 1862 г. ему было 44 года. Поведение весьма хорошее, характер имел добрый и мягкий, к исполнению должности своей весьма рачителен, как при Богослужении, так и при исправлении треб поучал народ с усердием, с инородцами общителен, жизнь велтрезвую. Исправляющим должность пономаря при отце А. Миляновебыл Порфирий Иваницкий, в 1862 г. 18 лет. Поведение хорошее, характер имел кроткий, старшим послушен, к исправлению должности рачителен, трезв и бережлив.

Священник Павел Николаевич Дубов, пономарский сын. По исключении с высшего отделения Калужской духовной семинариив 1860 г. согласно прошению принят в Томскую Епархию для занятия дьяконского места. 6 января 1860 г. преосвященнейшим Платоном рукоположен во диакона в одно из сел Каинского округа, затем Томского округа. Переведен на настоящее место в мае 1869 г. «В семействе» у него жена Татьяна Митрофановна.

Дьячок Михаил Павлович Стабников, протоиерейский сын.По исключении из Томского духовного училища11 июля1856 г. определен исправляющим должность псаломщика в Томский кафедральный собор, до 1869 г. был переведен в данный приход (92).

Настоятель, священник Григорий Трофимович Прибытков, диаконский сын, по исключении из высшего Томского духовного училища 15ноября 1850 г. преосвященнейшим Афанасием определен к Новиковской Михайло-Архангельской церкви пономарем. 15 декабря1851 г. Григорий посвящен во стихарь. Г. Т. Прибытков 5 ноября 1865 г. преосвященнейшим Виталием рукоположен во диакона к Антоние-Феодосиевской церкви Антониевской станицы Бийского округа; 1 октября 1869 г. преосвященнейшим Платоном рукоположен во священника к той же церкви в качестве помощника настоятеля; 21октября1878 г. преосвященнейшим Петром переведен на данное место (93).

В селе Калтанском в 1883 г. проживало 257 человек в 31 дворе. Большинство прихожан крестьяне, 3 человека было отнесено к военному «происхождению». С 1881 г. «причта при церкви не положено» (94), прихожане местного храма были приписаны кприходу церкви Илии пророка улуса Осиновского.

Церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила села Мартыновскогопостроена в 1862 г., тщанием прихожан «при сборе подаяний от посторонних жертвователей», а освящена 29 марта 1864 г.на что имелись при церкви документы.Здание деревянное с колокольней.Престол во имя Архистратига Божия Михаила.Расстояние до ТДК 525 версты, а от местного благочинного в 25 верстах, природных препятствий в сообщении нет.

Церковной утварью достаточна: 2 священнических облачения, 2 диаконских стихаря, 2 ораря, 1 потир с принадлежностями, 2 напрестольных Евангелия и 2 креста, один из которых серебряный позолоченный (95). Земли при церкви усадебной и хлебопахотной нет, а с сенокосной жителями села Мартыновского отведено 5 десятин, которой пользовались сами священноцерковнослужители, акты на землю отсутствовали (96).

Причта положено по Высочайше утвержденному для Томской епархии штату священник и псаломщик. Деревянные дома для причта построены прихожанами на общественной земле и застрахованы в «Томском Губернском взаимном страховании». Жалованье причту не определялось, а собиралась хлебная руга. Священнику было положено 350 пудов, псаломщику – 125 пудов ежегодно. Содержание причта умеренно-достаточное, руга собираласьполностью сельскими старостами.

Особых зданий, принадлежащих приходу, не было, кромедеревянной сторожки, построенной отдельно от церкви (97). Опись церковному имуществу велась, сведения были внесены в шнуровую книгу в 1865 г., скрепленную кафедральным протоиереем Сухопаровым. Приходорасходные книги о церковных суммах за шнуром и печатью ТДК, выданные в1891 и 1893 гг., велись исправно.

Копии с метрических книг с открытия самостоятельного прихода церкви с 1859 г.и по 1893 г.хранились.Копии с исповедных росписей с 1860 г.и по 1893 г. находились в церковном архиве.В обыскной книге по состоянию на 1893 г.,выданной за шнуром и печатью ТДК и скрепленной священником Ильей Изосимовым, секретарем Н.Цветковым, исправляющим должность столоначальника Реймер, писанных листов 18, а неписанных 382.

Часовен в приходе числилось три: в деревне Ново-Камышанске во имя Святителя и чудотворца Николая и в деревне Ново-Каменке, обе во имя Св.апостолов Петра и Павла, за часовнями наблюдают избранные от общества старосты. Богослужение отправлялось в часовнях во время праздников тех святых во имя которых они установлены и во время приношения почитаемых икон из местного приходского храма (98).

Псаломщик Анатолий Васильевич Черницкий, в 1893 г. 31 год, священнический сын, получил домашнее образование. В 1879 г. определен послушником при домовой Архиерейской церкви. Анатолийпо прошению 28 июня 1880 г. епископом Томским и Семипалатинским Петром определен исправляющим должность псаломщика к Пророко-Ильинской церкви села Осиновского Кузнецкого округа.

В 1883 г. по состоянию здоровья и личному прошению Анатолий Васильевич уволен за штат, но28 августа 1887 г. по прошению епископом Томским Исаакием определен исправляющим должность псаломщикак Христо-Рождественской церкви села Вагановского Кузнецкого округа.9 октября 1889 г. он  по указу ТДК за № 500 оставлен на занимаемой должности еще на один год. А. Черницкий 23 февраля 1890 г. преосвященнейшим Исаакием утвержден в должности псаломщика к той же церкви села Вагановского. 26 марта 1891 г. по прошению преосвященнейшим Макарием Черницкий переводитсяпсаломщиком к Михайло-Архангельской церкви села Мартыновского Кузнецкого округа по благочинию № 15 (99).Анатолий Васильевич Черницкий к исполнению воинской повинности призывался в 1883 г. и по вынутому «дальнему жребию» № 94 зачислен в ратники ополчения, о чем имеет свидетельство за № 308.Женат на Лидии Николаевне 20 лет (100).

Церковный староста крестьянин Уксужайской волостисела Мартыновского Василий Николаевич Оксенов, в 1893 г.42 года, неграмотный, утвержденный в должности на первоетрехлетие в 1892 г.Общественных должностей не проходил, наград по духовному и гражданскому ведомству не имел.

Просфорня штатная, священническая вдова Елисавета Васильевна Орлова 43 года, утвержденная. Жалования получала от прихожан в размере 24 рублей в год с 1881 г.

Приход церкви Илии пророка улуса Осиновский. До появления в улусе самостоятельной церкви её жители временно окормлялись в Калтанской Николаевской церкви с 1862 г., в самом улусе существовала часовня. В 1864 г. число жителей улуса Осиниковский составило 265 душ обоего пола проживавших в 54 дворах (101).

Деревянная на каменном фундаменте церковь построена по благословению в улусе Осиновском на собственный кошт инородцем, временным купцом Назаром Степановичем Куртегешевым. Престол во имя Святого пророка Божия Илии. Освящение церкви состоялось 2 сентября 1868 г. Фамилия Куртегешевых достаточно известна, эта фамилия встречается в летописи И. С. Конюхова (102). Установлено, что Назар Куртегешев умер до 1883 г. и был представлен к церковным и государственным наградам в виде ордена св. Анны 3-й степени и Золотой медали на Станиславской ленте (103).

Расстояние до ТДК 425 верстах и от местного благочиния в 25 верстах. Ближайшая к ней приписная церковьКалтанская Николаевская в 20 верстах и Градо-Кузнецкие в 24 верстах. В приходе имелось две часовни: в деревне Ашмариной во имя Святого пророка Божия Илии и в деревне Куртуковой во имя Святых апостолов Петра и Павла, «когда и с чего разрешения построены неизвестно» (104).

Дома священника и причетника общественные. Пахотной и сенокосной земли не выделялось.На содержание причта руга от прихожан получалась частично. От казны определялось жалование: священнику 160 рублей, причетнику 40 рублей и от строителя церкви временного купца Назара Куртегешева на вечные времена три билета Государственного банка второго выпуска.

Причта по штату положено: священник, псаломщик. Священник Гавриил Иванович Попов, священнический сын, в 1878 г. 49 лет. Г. И. Попов по исключении из Пермского уездного духовного училища в 1846 г.принят в Томскую епархию и 13 июняопределен пономарем к Бачатской Николаевской церкви. 26 сентября1851 г.преосвященным Афанасием Г. Попов посвящен в стихарь, а 31 октября1853 г.переведен к Христо-Рождественской церкви села Вагановского. 21 декабря1854 г. Гавриил Иванович по прошению переведен к Трех-Святительской церкви села Болотинского. 30 мая1858 г.его направляют к Николаевской церкви села Зыряновского, а 8 марта1863 г. Гавриил Иванович рукоположен преосвященнейшим Порфирием в дьякона к Свято-Троицкой церкви села Брюхановского. Гавриил Иванович Попов 6 июня1871 г.владыкой Платоном рукоположен во священникак настоящей церкви. Женат, жена Анна Матвеевна 46 лет в 1876 г. Дети: Семен 20 лет, Георгий 14 лет, Михаил 8 лет, Александра 17 лет (105).

Исполняющий должность псаломщика Платон Константинович Седачев, дьяческий сын, в 1878 г. 43 года. По исключении с высшего отделения Томского духовного училища по резолюции епископа Томского и Енисейского Афанасия определен 9 октября 1852 г.на один годисправлять должность пономаря в один из храмов Каинского округа.13 октября 1853 г.преосвященнейшим Афанасием посвящен в стихарь.16 мая1869 г.Платон Седачев по резолюции епископа Томского и Семипалатинского Платона был определен дьяконом к Покровской церкви села Мало-Песчанское Мариинского округа.7 декабря1877 г.согласно его прошению и резолюции Томского епископа Петра по прошению переведен на настоящее место.В семье у него: жена Ирина Максимовна 44 года, сын Александр 18 лет, дочь Мария 12 лет. Характеризовался следующим образом: «Читает и поет хорошо, катехизис знает…за 1876–78 гг. поведения хорошего» (106).

В 1883 г. служили священник Григорий Прибытков и исполняющий обязанности псаломщика ВладимирБыстрицкий. Церковный староста Афанасий Долгов утвержден в должности в 1877 г. на три года (107).

В1883 г. содержание причта было следующим. Руга с прихожан получалась, но не в полном объеме. Предусматривалось казенное жалование: священнику 160 руб., псаломщику 40 руб. и от строителя церкви Назара Куртегешева на вечные времена три пятипроцентных билета Государственного банка второго выпуска: 1-й 1860 г. в 1000 рублей за № 53501, 2-й в 150 руб. за № 49868, 3-й 1861 г. в 100 рублей за № 7455.Передано вдовой потомственного гражданина Анастасией Куртегешевой в 500 руб. за № 20637 и инородцем Иваном Куртегешевым билет Сибирского Торгового банка в 100 руб. за № 1696.Всего церковь имела в совоем распоряжении капитал на сумму 1850 руб.,процентами пользовался причт (108).

Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной, выданные ТДК18 марта1881 г.за № 1184 и 1169 велись исправно. Копии с метрических книг с 1871 г. и исповедных росписей с 1872 г. хранились«вцелости».Обыскная книга выдана ТДК 4 июня 1881 г.

В 1883 г. к приходу храма пророка Илии относились 8 селений: улус Осиновский, деревня Ашмарино, деревня Куртуково, улус Таргаевский, улус Кинерьковский, улус Туштелепский, улус Усть-Калтанский, село Калтанское. Прихожане улуса Осиновское только своими силами не могли содержать причт храма. В улусе потенциальных прихожан, без учета священноцерковнослужителей, было 326 человек, проживавших в 41 дв. Относительно устойчивый уровень материального обеспеченияпричта удалось достичь за счет крестьян деревень Ашмариной и Куртуковой, в которых всего проживало 550 человек при 68 дворах. Приход села Калтанского можно не учитывать, т. к. в селе был свой храм (109).

На содержание причта  в начале ХХ в. было определено стабильное жалование за казенный счет в размере 400 рублей, из которых иерей получал 300 рублей, а псаломщик 100 рублей в год. От прихода полагалась руга: священнику 350 пудов в год, псаломщику 125 пудов. Хлебную ругу, как обычно, платили не полностью. В это время священником был М. В. Чевалков, в 1906 г. ему всего 25 лет,выпускник Бийского катехизаторского училища. Псаломщиком числился Михаил Степанович Чистяков, сын инородца, обучался в училище в Бийске. Церковным старостой первое трехлетие был Николай Иванович Кызласов (110).

Монастырь во имя Рождества Христова и приход в селе Подгороднем (Христорождественском). Русской колонизации ещё препятствовали набеги недружелюбных народов, а в 1648 г. на Кузнецкой земле основывается первый, и как оказалось, единственный монастырь такого масштаба. Монашеская обитель возникает на правобережье Томи в трех километрах от Кузнецка. Тобольский архиепископ Герасим считал, что монастырь должен стать центром миссионерской работы. Первые монашествующие были бывшими служилыми людьми, решившими остаток жизни посвятить служению Богу.

К концу XVII в.во владении Христорождественского монастыря оказался значительный земельный надел, включающий пашенные, сенокосные земли и участки под пастбища для скота. При монастыре имелись свои четыре мельницы, занимались рыбной ловлей в р. Томь. Хозяйственные работы производились приписными крестьянами деревни Монастырской, расположенной в 33-х верстах от Кузнецка.

К середине 1740-хгг.в деревне Монастырской находилосьдо 80 душ обоего пола, положение значительно улучшаетсяк 1763 г., когда за монастырем числится уже более двухсот жителей.Крестьяне пользовались монастырскими землями, мельницей, внося соответствующий оброк.К 40-годам XVIII в.Христорождественский монастырь приходит в полный упадок, резко сокращается число монахов. По причине фактического отсутствия монашествующей братии монастырь становится приписным к Томской Алексеевскойобители под наблюдением архимандрита Лаврентия, который поручаетведение хозяйственных работ крестьянину Якову Копытову под присмотромдьячка Пётра Веригина.

В серединеXVIII в. монастырем управляли Иринарх, Фиофилакт, Адриан. Осенью 1769 г.Кузнецкий монастырь закрывается. Для Христорождественской церкви как приходской был определен штат в количестве трех должностей – священника и двух причетников. Имеются сведения о священникахрубежа XVIII–XIХ веков Федоре Баженове, Ефимии Викуловском (111).

Село получило название Подгороднего по причинеблизкого расположения к Кузнецкому «граду». Ветхий монастырский храм выгорел в начале 30-х гг.XIХ в., новый деревянный был отстроен до 1840 г. Расстояние от церкви до ТДК 400 верст, от благочиния в трех верстах. Ближайшие церкви – Градо-Кузнецкие: Спасо-Преображенский собор, Одигитриевская и Успенская в 3-х верстах.

Приходская церковь Рождества Христова села Подгороднегопостроена в 1840 г. тщанием прихожан и пожертвованием «доброхотнодателей». Здание деревянное с колокольней на единой связи. Престол во имя Рождества Христова. В 1861 г. церковной утварью посредственна и важных недостатков нет (112).На 1887 г. церковьутварью достаточна: семь полных священнических облачений;три напрестольных Евангелия,одно из них большого формата в медном посеребряном переплете с финифтяными овалами, изображающими лики: Иессея, Давида, Соломона и Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем; три Евангелия малого формата; два напрестольных креста и один малый крестдля молебнов, все кресты серебряные (113).

В середине XIХ в. причт определялся в четырештатные единицы: священник, диакон, дьячок, пономарь без постоянного жалования. К приходу Христорождественской церкви относилось десять деревень. На 1887 г. причта полагалось по штату свяще