ГЛАВА 4

ВКЛАД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ

КУЗНЕЦКОЙ ЗЕМЛИ

4.2 Кузнецкие старцы-исихасты Зосима (Верховский) и Василиск (Гаврилов)

Традиция исихазма появилась на Руси благодаря монаху Антонию, побывавшему на Афоне – духовном центре православной культуры.Исихастское направление в России прошло сложный путь развития и почти угасло в XVIII в., но благодаря Паисию Величковскому (1722–1794 гг.) это направление приобрело значительную силу в XIX в.Схимник Нямецкого монастыря в Молдавии Паисий Величковский оказал решающее влияние на возрождение монашеской жизни и старчества в России. Будучи послушником в Любечском монастыре Паисий познакомилсяс азами исихазма черезчтение трудов преподобного Иоанна Лествичника. Будучи достаточно молодым, в возрасте до 25 лет, он попадает на Афон, где у Паисия формируются навыки мудрого наставника.

С целью восстановленияисихастской монашеской традиции в России он переводит свою общину в Молдавию. С Афонской горы с ним прибыло более шестидесяти монахов, которые составили костяк его монастыря Святого Духа в Буковине, около Драгомирны. При нём была основана целая школа переписчиков, которая переводила труды Отцов Церкви. Удалось издать такой важный труд, как «Добротолюбие»–настольная книга для монаха-исихаста.

Известность Паисия Величковского в России способствовала тому, что в его монастырь постоянно приходили из России монахи за духовным окормлением. Ученики схиархимандрита Паисия, вернувшись из Молдавии, сумели приобрести в коренной России последователей.Так появились известные старцы Брянских лесов, в среде которых воспитывались будущие духовные наставники Оптиной пустыни, Валаама и других российских обителей (42).Сибирский старец Зосима Верховский был воспитан учениками Паисия Величковского.Настоятель Коневской обители Андриан направил Зосиму к иеромонаху Сильвестру, который и обучил его основам исихазма. Зосима стал упражняться в молитве и чтении сборника «Добротолюбие», сочинений Нила Сорского, Исаака Сирина и некоторых других пустынножителей.Именно от Зосимы уже и Василиск был научен основам исихазма.

Подвижники Зосима и Василиск рассматриваются в отдельном параграфе, т. к. их жизнь имеет исключительное значение для православия на юге Кузбасса. Они связаны с двумя духовными традициями: исихазм и старчество.Преподобный Зосима написал четыре работы, в которых излагается практический и теоретический материал о стяжании благодати через практику Иисусовой молитвы: «Сказание о действиях молитвы Иисусовой», «Поучение о послушании», «Житие старца Василиска» и «Записки о жизниПетра Алексеевича Мичурина». Именно в Сибири преподобный Зосима окончательно сформировался как старец через множество испытаний (43).

Между 1800 и 1801 гг.в пятидесяти верстах от Кузнецка поселяются два монаха, которые пришли из Европейской России. Один из монахов в миру был экономическим крестьянином деревни Иванишь Калязинского уезда Тверской губернии.Будучи женатым, он с согласия супруги ушел к монахам под именем Василиск (Василий ГавриловичГаврилов). Василиск монашеский подвиг проходил под руководством опытных монахов, но постепенно он стал предпочитать пустынножительство. По решению своего духовного руководителя иеромонаха Адриана он совместно с монахом Зосимой (ЗахарийВасильевичВерховский) около десяти лет прожили отшельниками в трех верстах от Коневецкого монастыря Петербургской епархии.

Отец Зосимы был богатым и знатным шляхтичем Василием Даниловичем Верховским, который даже был воеводой в Смоленске. Его мать Анна Ивановна Маневская своим образом жизни в значительной степени повлияла на формирование религиозных взглядов шести дочерей и трёх сыновей. Захарий Васильевич Верховский родился 24 марта 1768 г. и был в семье самым младшим. В детстве ему было видение, что он станет монахом (44). Он получил домашнее образование, т. к. родители не пожелали определить его в учебное заведение. Хотя он и старался учиться, но «наука» давалась ему с большим трудом. Единственный предмет, который он любил,  «Закон Божий».

В возрасте 15 лет Захарий вместе с братьями был определен в один из гвардейских полков в Санкт-Петербурге, через два года он вынужден был оставить службу по причине необходимости присматривать за имением и помогать престарелой матери после смерти отца. Ещё через два года умерла его мама.Одно из крупных духовных «борений» Захарий пережил в это трудное время.Дело в том, что его брат отказался в его пользу от части своего наследства. Получив значительные средства, его преследовало очень сильное желание безбедно прожить обеспеченным помещиком.Преодолевстоль сильный соблазн, Захарий в возрасте двадцати одного года принимает решение отказаться от мирской жизни.

Захарий отправляется в Коневскую обитель к отцу Адриану и в 1790 г.становится полноправным членом монашеского братства. Он исполняет разные послушания, но основными становятся: печь просфоры и выполнять обязанности пономаря. Серьезное искушение Захарий испытал, когда старец – его учитель в пономарском деле – публично и нарочито его поправлял, когда тот ошибался.После этого молодой послушник был пострижен с именем Зосимы.Под руководством старца Адриана он усиленно боролся со страстью самолюбия и тщеславия. Учение о непрестанной Иисусовой молитве Зосима познал в ходе бесед с отцом Сильвестром, который объяснил ему, что именем Христовым и умною и непрестанною молитвою можно победить вражьи помыслы и стяжать плоды духовной жизни. Старец Зосима поддерживал переписку сдругими подвижниками (45).

Его духовным наставником становится монах Василиск. Василиск, как известно, был выходцем из государственных крестьян Калязинского уезда Тверской губернии (46).В 1790 г.у него закончился срок увольнения и надо было продлить срок паспорта. Захарий оказал Василиску помощь.Василиск, пройдя определенный опыт пустынножительства, не испытывал радости от обращения к мирским делам.Захарий, будучи молодым и ещё слишком связанным с мирской жизнью, мог исхлопотать новый паспорт для «государственного крестьянина». Захарий действительно помог старцу, но вернулся в обитель в ослабленном состоянии и сильно болел.

Василиск согласился помочь Захарию в духовной жизни иотослал его от себя. Дело в том, что Василиск творил непрестанно Иисусову молитву, жил уединенно,был исихастом.Не всякий монах был способен пройти столь строгий путь, который мог привести не только к духовному росту, но и стремительному падению.Вот почему Захарий должен был некоторое время жить в монастыре с братьями, в более «мягких» условиях подготовиться к глубокому подвижническому подвигу. Василиск сам много лет провел в монастыре, исполняя различные послушания.Затем он получил возможность жить уединенно, но находился в послушании у отца Адриана.И только после многих лет получил возможность творить подвиг безмолвия самостоятельно.

Столь длительный путь становления он объяснял тем, что бесовские искушения и мечтания возрастают по мере укрепления духовных сил подвижника. Старец получил большой личный опыт борьбы со страстями и бесовскими кознями.Поэтому он мог опытно объяснить такое духовное явление, как усиление искусительной деятельности злобных сил.Дело в том, что падшие духи на «простых христиан внимания не обращают» – Богу они молятся мало, в церковь святую ходят редко, падки на греховные деяния. Подвижнический путь им неприятен, желание христианина угодить Богу, жить для Бога, жить с именем Бога сатанинским силам неприятно и невыносимо. Вот почему бесы стремятся всю свою злобу направить на праведника, тем самым испугать его и отторгнуть от Христа.

В «Келейных записках» преподобный оптинский старец Варсонофий (П. И. Плиханков) духовную жизнь Зосимы и Василиска ставил себе в пример, особенно борьбу с помыслами. В его «записках» встречаем: «Богоборный дух, не восхотевший на Небеси поклониться Сыну Божию … воздвиг лютую бурю хульных помыслов на подвижника Христова схимонаха Зосиму в то время, когда он вместе со старцем Василиском проводил безмолвную жизнь в одной из сибирских пустынь в начале нынешнего столетия (т. е. ХIХ в.). Тяжко сердцу, исполненному горячей любви к Господу Иисусу Христу и носящему внутри сладчайшее Его имя… слышать беспрестанно сии диавольские шепоты: «Иисус не Сын Божий, но тварь», сопровождаемые бесчисленным множеством коварных, мрачных, нелепых и ужасных доказательств. Воин Христов Зосима крепко сопротивлялся, ни на минуту не слагаясь с помыслами, не приемля их душою, ненавидя их сердцем. … Около года гремела над ним эта чёрная туча. …так после искушения сего воссияла ему Солнце Правды. Опять Милосерднейший и Сладчайший Иисус возвратился в душу и сердце, ему преданное» (47).

Духовный отец иеромонах Андреян, перебравшись в Московский Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, был пострижен в схимну, и дал благословение Василиску и Зосиме удалиться из монастыря, и настоятельно рекомендовал им Сибирь. Они три раза пытались уйти на Афон, но «Господь не допустил» (48). По прибытии в Тобольск монахи обратились к владыке Варлааму, от которого получили разрешение поселиться где-либо по их усмотрению. Из Тобольска Василиск и Зосима отправились далее на восток и, побывав в округах Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском, остановившись под Кузнецком.

Монахи Зосима и Василиск прибыли под Кузнецк в поиске уединения. Первоначально, выше отмечено, они планировали уйти на Афон, предприняли несколько попыток но, как они потом сами объяснили, промысел божий был именно в том, чтобы попасть им в Сибирьв Кузнецкую землю.Первая зимовка для старцев оказалась чрезвычайно изнурительной.Под Кузнецком монахи чуть не умерли с голоду зимой 1801–1802 гг. Отец Зосима дал обет Богу, что если останется в живых, то наберет духовных чад и будет их окормлять (49). После зимовки они провели три месяца в Кузнецке, восстанавливая свои силы. Жизнь монахи вели самую аскетическую (50).Причины выбора именно юга Кузбасса для своего духовного опыта следует искать не столько в суровости местного климата, сколько доброжелательности кузнечан (51).

У каждого монаха была своя отдельная келья, которые стояли друг от друга в ста саженях (52). Кроме того, у Зосимы была ещё одна келья, которая находилась от двух других в трёх верстах в глухом лесу, в которой он жил во время постов и усиленной молитвы. Раз в год в Успенский пост они приходили в Кузнецк для исповеди и причастия. Несколько раз в год к ним приезжал иерей села Подгороднего Федор Баженов по благословению протоиерея Арамильского (53).Интересные сведения о жизни кузнецких старцев сообщает Д. Н. Беликов (54). Некоторые кузнецкие обыватели стали жить под их духовным окорлением: мещане Алексей Алексеевич Полосухин, Семён Дмитриевич Конюхов, крестьяне Федор Иванович и Иван Иванович Бычковы, Александр Иванович Паренов, отставной унтер-офицер Петр Алексеевич Мичурин.У Зосимы были планы образовать в районе Кузнецка настоящий монастырь (55).

Следует особо отметить пребывание у монахов П. А. Мичурина.За очень короткое время бывший военный достиг духовных высот, почитаемый как праведный Петр, отрок Томский (56). Дослужив в кузнецкой гарнизонной роте до чина унтер-офицера, он ушел в отставку и оказался у монахов в ноябре 1818 г.Уже на военной службе он стал вести строгую жизнь христианского подвижника: усиленно молился, тщательно готовился к Причастию, постясь по пять дней, полностью отказавшись от мяса. П. А. Мичурин постигал азы монашества под духовным руководством Василиска, который учил его непрестанной молитве.Он часто «во время молитвы приходил в восторг, а иногда слёзно плакал и громко вопиял: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» (57).

Аскетический образ жизни Петра Томского стал известен уже современникам. «Подвижник привел к чистой и целомудренной жизни многих, его жизнь побуждала следованию Христу» (58). Летом П. А. Мичурин при заготовке дров случайно поранил себе ногу и потерял много крови, а до этого он длительное время воздерживался в питании (59), «и после этого поста на другой день помер, преклоняя голову к столу, как равно заснул» (60).

Зосима выступил инициатором создания женской обители. В 1818 г. в деревне Сидоровой при доме крестьянина Александра Паренова были обустроены кельи, в которых проживало шесть женщин. Из подвизающихся отметим Анисью Ивановну Конюхову, Настасью Николаевну и Наталью Матвеевну Максимовых.В  1821 г. Зосима и Василиск с монашествующими сестрами перебрались в Туринский монастырь, в котором Василиск скончался в 1823 г., а Зосима с 20 сёстрами уехали из Сибири. Николаевский монастырь в 1822 г. становится женским благодаря праведнику Зосиме. Из окрестностей Кузнецка он перевёл сестёр, пожелавших принять постриг. Зосима оставался попечителем женского Николаевского монастыря до 1825 г., когда его миссия по становлению обители была завершена. Состав монастыря на 1829 г.: 1 игуменья, 1 монахиня, 4 рясофорных, 15 белиц, 9 неутвержденных. Настасье Васильевой с дочерьми Наташей и Зинаидой было разрешено принять постриг в 1830 г. по указу Синода, что и было сделано в 1834 г. От пострига отказалась Наталья по болезни. Это решение далось ей нелегко, но она увидела, что по причине физически слабого здоровья не сможет как следует нести монашеский крест.

Пребывание старцев-исихастов Зосимы и Василиска имеет исключительное значение для православия в Кузнецкой земле. Старцы оказывали духовную помощь всем желающим, под их руководством раскрылся духовный дар святого Петра Томского. Они показали пример трудного, но высокого и искреннего служения Богу. Значение святых оценено в Кузбасской митрополии – изображение преподобных Зосимы и Василиска нанесено на юбилейную медаль в честь двадцатилетия епархии.

Сноски и примечания

4.2 Кузнецкие старцы Зосима (Верховский) и Василиск (Гаврилов)

42.Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. С. 203-207.

43.См. более подробно: Краткое жизнеописание преподобного Зосимы (Верховского) 1768-1833 // Преподобный старец Зосима Верховский. Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 400-404.

44.Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк. 1995. С. 46; Зосима (Верховская) монахиня Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле // Родные святыни: сборник статей по православному краеведению. –  Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9.

45.Монаху Павлу старец Зосима пишет: «Зельне благодари Божие милосердие, что он тебя привел близ жительствовати со святыми отцы великими, кои тебеи нам известны, внаслаждение моейдуши и имена ихнапоминаю–Угодник Божий Святитель Христов Евлогий, в Белых Берегах равноангельский настоятель Василий, Афанасий и подражатель оных любезный наш Анастасий, а на Песношах свидетельствованный в добродетелях Преподобный Настоятель Макарий, равно и Самуил, сияющий в благодати, воздержной и пустынножитель общий наш любезный отец Адриан, и преискренний общий наш друг пустынножитель Досифей, и премудренныя и просвещенныя от Святого Духа искусныя в советах Александр и Филарет, странноприимный и горящий к Богу духом и приснодвижимый любовею к пустыне общий наш питатель и пристанище Наместник Донской Иосиф, и прочии при им и с ними жительствующии преподобнии отцы. Так же как самые удобныя места к безмолвию на Коневце и в Валааме, так и в них живущия многия святыя отцы, украшенныя постническими и всяческими добродетелями, их же всех любезнее почитаем в душах наших, величаем, и стопы ног их целуем». Цит. по: Письмо старца Зосимы из Сибири к монаху Павлу // Родные святыни:сб. статей. Вып. 1. Новокузнецк, 2001. С. 72.

46.См. более подробно: Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским // Преподобный старец Зосима Верховский. Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 103-157.

47.Варсонофий Оптинский Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 32-33.

48.Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, 1995. С. 46.

49.Зосима говорил Василиску: «Горе мне отче, ежели умрем мы здесь в пустыне… Какой ответ отдам я Богу, получив от Него все познания жизни духовной и дарования, коими мог бы послужить ко спасению других…». Отец Зосима «много дней своего скитания тосковал и горько плакал до тех пор, пока с благословения Василиска, принес Богу таковое обещание, что если останется в живых, то послужит усердно к пользе и спасению тех, коих Господь пошлет к нем // Житие и подвиги в Бозе почившего блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. Ч. 1. М., 1994. С. 85-86.

50.«Кельи их были простыя, деревянныя, убогия; пища самая постная, суровая и скудная. Но Господь так все облегчал и услаждал им, что иногда они с чувством страха и умиления говорили между собою: «за что нам ожидать блаженства вечнаго, если мы здесь так блаженствуем, – совершенно покойны и довольны всем, от всего свободны: ибо по милости Божией в такое устроены мы положение, что не имеем нужды заботиться ни о хорошей одежде, ни об убранстве келейном; ни о приуготовлении хорошей пищи, поелику (продолжал отец Зосима) не должно умолчать и сего, что бывает благоволением Божиим некое чудное изменение в простой суровой пище, – точно прелагается она в иное качество, … в какое-то приятное и усладительное». – Видя же как, Сам Господь услаждает им даже и вещественную пищу, они еще более разгорячались усердием к подвигам и самолишениям». Замечателен способ, придуманный ими, чтобы и «часу времени не отнимать от занятий духовных на приготовление своей трапезы» – «в глубокую осень…, убрав все плоды и овощи своего небольшого огорода,… брюкву, свеклу…, капусту…, также напекши травянаго хлеба …и наварив какой нибудь похлебки, все сие заморозя, поставляли на холод, чтобы во всю зиму не готовить кушанья, чтобы и тогда, когда топятся их печи, им или стоять на молитве, или сидеть во внимании умнаго сердечнаго делания, или заниматься чтением… Когда же к трем часам по полудни оканчивали все свои молитвенные правила и духовные занятия, тогда отрубив топором мерзлаго хлеба и мерзлой пищи своей, когда какой придется, и разогревая в печи, трапезовали. После сей трапезы они занимались рукоделием до поздняго вечера; после же правил вечерних снова садились на молитву сердечную, и иногда во оном умном внимании принимали мало сна, и опять будили друг друга на полунощную молитву; а иногда и до полуночи не преклонялись каждый на скорбное ложе свое, которое состояло из одной деревянной скамейки с деревянной же колодочкою в головах. Хотя они жили в разных кельях, но и молитва, и трапеза, и труды, и рукоделие, и скудное пустынное достояние их все было нераздельно у них, и ежели иногда из любви к глубокому безмолвию по нескольку дней и не сходились они, то стуча палочкою давали знать друг другу и о времени молитвы и о трапезовании; и другой таким же стуком отвечал, что он жив и здоров, слышит и соединяется с ним молитвою или трапезованием: даже и ночью таким образом они будили друг друга… В зимнее время не видались они иногда дней по пяти до субботы, для того, чтобы в благодарность Богу принести в жертву любви Его самое сладкое и драгоценное для них – свое неразлучное сопребывание. А к тому же они познали опытом всю пользу и утешение строгаго, глубокаго безмолвия, которое требует по временам и совершеннаго одиночества» // Житие и подвиги в Бозе почившего блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. Ч. 1. М., 1994. С. 93-94.

51.После первой зимы на юге Кузбасса 1801–1802 гг. «они прожили в Кузнецке около трех месяцев, т. е. до тех пор, пока совершенно оправились и укрепились. В это время вышеописанные скорбные их приключения, также и их смирение, доброта, простота и воздержание, безкорыстие, нестяжательность и уединение, одним словом, их духовная добродетельная жизнь, Божиим благоволением, преклонила в любовь и уважение к ним почти весь город, и все селения округа Кузнецкого. Тогда они, увидя такое всеобщее усердие жителей и удобность уединенных мест в лесах Кузнецких, решились поселиться навсегда в стране той и потому более, что все жители ея христиане благочестивые; нет там во всем Кузнецком округе ни раскольников, ни еретиков, ни иноверцев, но народ простой, добрый и усердный. И так, отдав свои виды под сохранение в земский путь исправнику, они отправились приискивать себе пустынное обитание; усердная молитва указала им место за проливами именуемыми Трикурые, от каковаго места с одной стороны в 50-ти верстах находится город Кузнецк, а с другой в 30-ти деревня Сидоровка. С последних же двух не было жила человеческого на разстояние 200-т и 500-т верст. Они возлюбили место сие, окруженное большим пихтовым и кедровым лесом, и длинными озерами, богатыми рыбою. Земля тоже оказалась плодородною для овощей и всяких семян и изобилующая от природы разными ягодами. Здесь, с Божией помощию и при содействии благотворителей Кузнецких и сельских, выстроили они две кельи, недалеко одна от другой, …и неразлучные душею,сердцеми умом,–Василиск и Зосима разлучились кельями ради большего безмолвии. // Житие и подвиги в Бозе почившего блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. Ч. 1. М., 1994. С. 90-91.

52.По инициативе православного краеведа К. Л. Карышева была предпринята попытка определить место расположения келий старцев и  произвести профессиональные археологические раскопки. Из отчета ведущего археолога Юга Кузбасса Ю. В. Ширина следует: «Уже сейчас можно заметить, что место, на котором в настоящее время установлен памятный крест … не может безоговорочно признан местом устройства келий пустынножителей Василиска, Зосимы и Петра. Прежде всего, они не вполне отвечают условиям, описанным в житиях самих пустынножителей». Ю. В. Ширин обнадёживает: «…подготовлена перспективная программа дальнейших исследований». Цит. по: Ширин Ю. В. Археологические работы на юге Кемеровской области в 2010 г. по обследованию вероятного места обитания св. Петра Томского. Отчёт о научно-исследовательской работе. Кемерово, 2011. С. 25, 27.

53.Конюхов И. С. Там же. – С. 46.

54.Д. Н. Беликов пишет: «Ясно, что в конце ХVII в. кто-то хотел основать в Кузнецком уезде еще новую обитель. Царь нашел ее излишней. Но в то время, когда Христорождественские монастыри – мужский в Кузнецке, а женский в Томске, были уже давно упразднены, некоторые из русских пришельцев в Томской край, чувствуя здесь недостаточность в пристанищах для иноческой жизни, выразили попытки, в замене закрытых, учредить новые монастыри. В церковной летописи Кузнецкого соборного храма нам довелось найти следующее любопытное сообщение. В промежуток от 1797 по 1800 гг. пришли в Кузнецкий уезд из Московского Симонова монастыря два монаха Василиск и Зосимаи, с разрешения Тобольского епископа Варлаама, поселились в пятидесяти верстах от Кузнецка вниз по Томи на месте, известном под именем «Три Курьи». Василиск – в миру Василий Гаврилов – происходил из экономических крестьян Тверской губернии, а Зосима – в миру Захарий Верховский – был из дворян, служил в военной службе и вышел в отставку чином гвардии поручика. Пришельцы-монахи оставались в «Трех Курьях» с намерением собрать здесь монастырское братство, почемусреди окрестных обывателей начали искать лиц, сочувствующих иночеству и желающих иноческого жительства. Со времени своего прихода в отдаленную сторону до 1818 г. они собрали к себе пять человек, из которых один умер в 1819 г. Зосима решил, кроме того, устроить в том же Кузнецком уезде еще женскую обитель. Он избрал для нее место в деревне Сидоровой и уговорил переселиться сюда из Кузнецка вдову надворного советника Васильеву с дочерью-девицей, к которым присоединилось затем еще шесть женщин». Цит. по: Беликов Д. Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 204-205. Беликов пользовался рукописной Церковной летописью Кузнецкого Спасо-Преображенского собора, составленной в 1867 г., Л. 23-24.

55.А. Л. Беглов делает подробный анализ времени написания писем старца и сестер, связывает между собой события в общине и темы «Поучений». В результате он получил следующую хронологическую таблицу:

1818, январь – июль – Анисья Ивановна Конюхова начинает окормляться у преподобного Зосимы; переселение ее из Кузнецка в Сидоровку.

1818, июль – присоединение к вдове Анисье Наталии Матвеевны Васильевой.

1818, сентябрь– октябрь – купеческая сирота Евдокия Романова присоединяется к первым ученицам.

1818, июль–октябрь –1823, октябрь – работа над «Поучением о послушании».

1819, 2 февраля – завет с Анисьей Конюховой, Наталией Васильевой и Евдокией Романовой.

1819, 2 апреля – завет утвержден епископом Михаилом.

1820, январь – строительство келейного корпуса в Сидоровке.

1820, январь–февраль – смерть коллежского советника Васильева и присоединение его вдовы Анастасии Николаевны Васильевой к общине отца Зосимы; составление «завещания об имении».

1820, февраль – первое смущение с Васильевыми.

1821, весна–лето – встреча с архиепископом Тобольским Амвросием (Келембетом)

1821, сентябрь–октябрь– 1822, сентябрь–октябрь – поездка в Петербург по делу о возобновлении Туринского монастыря.

1822, осень–начало зимы переселение в Туринск.

Источник: А.Л. Беглов. Вечностью неразрушимое содружество. (Страницырусского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и егодуховная семья в 1818–1825 гг.) //Альфа и омега. 2001.№ 3. опубликовано: Родные святыни // Сборник. Вып. 2. Новокузнецк, 2002.

56.Жития сибирских святых. Новосибирск. С. 175.

57.Конюхов И. С. Там же.

58.Жития сибирских святых. Новосибирск. С. 176.

59.«Сердечною своею любовию ко всем соживущим братиям вдавался на всякое послушание и вспомоществование охотно. Но Старец, видя возрастающую в нем любовь к Богу и сердечное стремление к Господу Иисусу, велел ему более безмолвных коленных постнических подвигов держаться, и открыл ему внутренние действие сердечной молитвы, и как проходить оную. Господь же за нелестное сердце Петра и любовь его к богу, даровал ему действие чистой молитвы, до такой степени утешая и услаждая его душу и все внутреннее существо, что как бы в изступлении вне себя бывая. Он весь в движении и трепете виделся. До того сгорал он (Петр) любовью к Богу, что не в силах будучи выносить и скрывать, уже громогласно, бывало, взывает к Богу и умиленно благодарит Его милосердие над ним…и когда Старец спрашивал его…, то Петр отвечал Старцу со смирением, чистосердечно открываясь: «Прости мя, отче! – не могу стерпеть, чтоб не кричать: ибо вижу духовными моими очами, как Владыко мой Христос Господь предо мною от жидов неповинно страждет и истязуется: пресвятое тело Его избито, истерзано, как изорванное ветхое вретище; и животворящая кровь Его потоками течет; от того не могу стерпеть; прости мя отче». Источник: Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири // Родные святыни: сборник. Вып. 2. Новокузнецк, 2002. С. 34-35.

60.Конюхов И. С. Там же. С. 49.