В советской историографии 1920–1980 гг. господствовавший марксистский подход позволил показать хозяйственную деятельность Русской Православной Церкви в Сибири, духовным аспектам православия не придавалось особого значения. Церковь рассматривалась в качестве феодального пережитка, бывшего союзника эксплуататорских классов, досадное социокультурное препятствие на пути развёрнутого строительства коммунистического общества и «развитого социализма».
Характерной чертой научных трудов рубежа ХХ–ХХI вв. стало более полное и целостное рассмотрение культурного влияния церкви на жизнь россиян, сибиряков. В условиях идеологического плюрализма выводы историков стали зависеть от личного философско-культурного восприятия православия. Интерес к истории, культуре, духовным основам Русской Православной Церкви значительно возрос, что несомненно отразилось в научной литературе. Стало активно развиваться православное краеведение.
К основным чертам российского православия в начале XVII в. следует отнести: византизм, восточно-христианский мистицизм и традиционализм. Создание Сибирской епархии оказалось качественным скачком в продвижении православия на окраинные территории российского государства, значение которого трудно переоценить. Православие способствовало целостной и гармоничной культурной и хозяйственной адаптация русского народа к жизни в Сибири. Синодальный период способствовал поступательному развитию православия на новой территории, который в большей степени носил экстенсивный характер, – строились новые деревянные церкви, ветхие деревянные церкви заменялись каменными храмами, открывались новые приходы, велась миссионерская работа и т. д.
Роль архиепископа Киприана в укреплении православия в Сибири и Кузнецкойземле огромна. В крайне трудных условиях первый сибирский архипастырь открывал новые храмы и монастыри, укреплял внутрицерковную дисциплину, был защитником простого православного населения от засилья отдельных представителей светской власти, способствовал восстановлению христианских норм поведения среди русских колонистов, распространял духовную литературу.
Понятие «Кузнецкая земля» современными исследователями трактуется в широком и узком понимании. В широком понимании это территория верхнего и среднего Притомья, т. е. практически вся Кемеровская область. В узком смысле Кузнецкая земля понимается как исторически сложившаяся территория в верхнем Притомье, которая административно, экономически, культурно тяготеющая к Кузнецку или связана с югом Кузбасса.
Город Кузнецк был духовным центром Кузнецкого края дореволюционного периода, олицетворением которого стал Спасо-Преображенский собор. Место Кузнецкой земли в церковном управлении в синодальный период определялось окормлением православных приходов в Тобольской и Томской епархиях.
Спасо-Преображенский храм занял исключительно важное место в духовно-нравственной жизни Кузнецкой земли, особенно на начальном этапе освоения юга Кузбасса. Появление Собора было призвано обеспечить культурно-духовную поддержку переселенцам, вселить в них уверенность, что русские колонисты пришли на новую землю навсегда. Строительство каменной церкви оказалось наиболее знаковым мероприятием в церковно-приходской деятельности собора на рубеже XVIII–XIX веков. В XIX в. Спасо-Преображенский собор продолжал быть самым значимым храмом в удаленной от епархиального центра Кузнецкой земле. Сокращение штата отрицательно сказалось на деятельности прихода во второй половине XIX в. Видную роль в деятельности собора играли протоиереи Павел Трофимович Стабников и Захарий Матвеевич Кротков – создатель церковной летописи. Последняя четверть XIX в. характеризуется стабильной церковно-приходской жизнью.
Каменное здание храма Одигитриевской иконы Божией Матери являлось уникальным памятником архитектуры в стиле «сибирского барокко». Церковь Одигитриевской иконы Божией Матери – второй по значению храм в религиозной жизни Кузнецка и Кузнецкой земли.Потеря этого памятника архитектуры нанесло непоправимый урон культуре Новокузнецка и всего Кузбасса. Священники храма оказали значительное влияние на религиозную и культурную жизнь Кузнецка.Известна роль священника Евгения Тюменцева в жизни одного из известных русских писателей.
Впервые установлено, что кузнецкая общественность, к которой, несомненно, относилось местное духовенство, ещё в
1905 г. пыталась решить вопрос об организации музея писателя Федора Михайловича Достоевского в дореволюционном Кузнецке. Надеюсь, что краеведы, сотрудники Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевкого сумеют продолжить работу в данном направлении.
Храм к середине ХIХ века полностью реализует культурно-духовные запросы прихожан уездного городка и его округи. Следует отметить такую негативную тенденцию, как большой процент православных, которые нерадиво относились к церковной жизни, половина прихожан ежегодно не исповедовалась и не причащалась Христовых Тайн. С одной стороны, «так было принято», стало нормой поведения большей части городских и сельских прихожан на рубеже XIX–XX веков. С другой стороны, в резком снижении уровня религиозной активности прихожан Одигитриевского храма, Кузнецка, Томской и других епархий следует искать предпосылку будущих социальных бед.
В советский период Кузнецкий район подвергся значительной «реконструкции», входе которой была утрачена большая часть «кузнецкой старины» – деревянных и каменных строений – обязательного атрибута старинных сибирских городов. Города, претендующие на роль культурных сибирских центров, например, Томск и Иркутск, сохранили старинную деревянную застройку. Кузнецкое кладбище в советский период было превращено в парк культуры и отдыха. Могилы сравняли с землёй и территория стала частью «Дворца Алюминщиков». Очередная реконструкция территории «сада Алюминщиков» позволила в 2006 г. открыть часовню Успения Божией Матери, которая 21 ноября была освящена епископом, ныне митрополитом, Аристархом.
Примеры приходов сел Афонинского и Брюхановского свидетельствуют о тесной связи сельского общества с Православной Церковью. Доходы причта полностью зависели от прихода – хлебной руги и заказных церковных служб. Причт особым богатством не отличался, но по сравнению с менее крупными селами, материально не бедствовал. К характеристике религиозно-культурной жизни селян следует отнести доминирование православной веры, но интенсивность духовной жизни, судя по отношению к исповеди и причастию, не отличалась излишней горячностью.
Приходы сел Ильинского, Монастырского, Афонинского и Брюхановского были структурообразующими, совместно с городскими приходами Кузнецка составляли единое культурное и религиозное пространство Кузнецкого уезда. Духовная жизнь прихода с. Ильинского глубоко связана с верой в покровительство пророка Илии, сохранилась соответствующая легенда, в последние годы восстановлен продолжительный крестный ход из Ильинского храма в Спасо-Преображенский собор. Назидательна судьба села Монастырского как духовного центра, в котором располагался первый монастырь Кузнецкой земли. Духовная обитель в силу объективных и субъективных причин не сумела полностью раскрыть свой потенциал.
Сельские храмы строились за счет прихода и достаточно долго, т. к. не хватало средств; материальное содержание причта было скудным по причине бедности и «нерадения» прихожан; домами причт был, как правило, обеспечен за счет прихода; сельские священники по мере сил стремились развивать в приходе церковно-приходскую жизнь; начальному религиозному образованию стало уделяться гораздо больше внимания.
Кузнецкий стан Алтайской духовной миссии внес существенный вклад в приобщении автохтонных народов Кузбасса к православию.В начале ХХ в. в деятельности Алтайской духовной миссии наметился перелом. Если ранее основная цель миссионеров состояла в обращении инородцев в христианство, то теперь их работа сближается с функциями приходских священников, отделения миссии постепенно превращаются в большие церковные общины.
Пребывание старцев-исихастов Зосимы и Василиска имеет исключительное значение для православия в Кузнецкой земле. Старцы оказывали духовную помощь всем желающим, под их руководством раскрылся духовный дар святого Петра Томского. Они показали пример трудного, но высокого и искреннего служения Богу. Значение святых оценено в Кузбасской митрополии– изображение преподобных Зосимы и Василиска нанесено на юбилейную медаль в честь двадцатилетия епархии.