Тресвятский Л.А. Монография «Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период»
Памяти протоиерея Александра Пивоварова, настоятеля Градо-Кузнецкого Спасо-Преображенского собора посвящается
Тресвятский Л.А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение С. 4-15
Глава 1.Распространение православия в Западной Сибири и на юге Кузбасса
1.1 Распространение православия в Западной Сибири в XVII–XIX веках С. 16-30
1.2 Проникновение православия в Кузнецкую землю С. 31-59
Глава 2.Кузнецк православный: храмы, приходы, причт
2.1 Место Спасо-Преображенского собора в духовно-нравственной жизни Кузнецкой земли С. 60-88
2.2 Жемчужина «сибирского барокко» церковь Одигитриевской иконы Божией Матери С. 88-105
2.3 Церкви особого служения С. 105-127
Глава 3. Сельские церковные приходы Кузнецкой земли
3.1 Крупные приходы сел Ильинского, Монастырского, Афонинского и Брюхановского С. 128-147
3.2 Средние сельские приходы С. 147-199
Глава 4. Вклад Русской Православной Церкви в духовно-нравственную жизнь Кузнецкой земли
4.1Связь Алтайской духовной миссии с югом Кузбасса в процессе христианизации народов Западной Сибири С. 200-216
4.2Кузнецкие старцы-исихасты Зосима (Верховский) и Василиск (Гаврилов) С. 216-231
Заключение С. 232-235
Список источников С. 236-238
Список литературы С. 239-246
Приложения С. 247-267 (в электронном виде не представлены)
Памяти
протоиерея Александра Пивоварова,
настоятеля
Градо-Кузнецкого Спасо-Преображенского собора
Посвящается (1)
ВВЕДЕНИЕ
Занимаясь исследованием православной культуры в Сибири дореволюционного периода, т. е. до 1917 г., периодически встречался краеведческий материал по истории православия в Кузбассе: летопись Ивана Конюхова, повести-воспоминания Вениамина Булгакова, научное и литературное творчество Мэри Кушниковой, Вячеслава Тогулева, Альбины Шадриной и др. Постепенно появилось желание написать книгу по истории православия в Кузнецком крае.
В ходе работы над монографией в полной мере ощутил разницу между желанием написать книгу и конечным результатом. Для реализации проекта необходимо было сочетание трех факторов: потреб-ность, свободное время и целевая поддержка.
Под потребностью подразумевалась потребность самой души (знакомый с основами христианской веры поймет). В юные годы моё последнее советское поколение воспитывалось в советской школе в духе атеизма и веры в светлое коммунистическое будущее. В социалистическом строе было много хорошего, но страна занималась строительством горделивой вавилонской башни, основанной на атеистических ценностях, путь к Богу для советских людей был затруднен существовавшей в СССР социально-политической системой и абсолютным господством коммунистической идеологии.
Идеологическая, религиозная, культурная «свобода» девяностых годов ХХ в. далась россиянам дорогой ценой. Излишне писать о развале экономики страны, резком понижении уровня жизни населе-ния, наплыве сектантов и ложных духовных учителей. Поколение, пережившее лихие девяностые годы, этого не забудет. Эпоха перемен поставила человека перед сложной проблемой духовно-культурного самоопределения. Часть россиян, к которой отношу себя, через тернистый и противоречивый поиск ис-тинных ценностей, обратилась к православию. Убежден, что вера в Бога и наука, научное знание как способы понимания и познания мира, не являются антагонистами. Отказ от атеистического мировоззре-ния способствовал тому, что при выборе проблематики научного исследования религия, православие, духовная жизнь заняли значительное место в моей жизни.
Свободное время появляется при рациональном распределении рабочего времени, составлении плана работы, некоторого ограничения досуга, внутреннем понуждении к труду. Надеюсь, моя жена Виктория Викторовна и дети отнеслись с терпением и пониманием, когда автору этих строк приходилось закрываться в кабинете и работать над содержаниемкниги.
Специфика рассматриваемой темы не могла быть раскрыта без привлечения источников досовет-ского периода Государственного архива Томской области (ГАТО). Поездка исследователя из Новокуз-нецка в Томск, отрыв от основной работы и другое - потребовали значительных материальных трат. Ускорить процесс завершения работы над книгой удалось благодаря целевой поддержке гранта губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева молодым докторам наук в номинации «Гуманитарные науки»/
Методологические принципы монографии базируются на использовании аксиологического и сис-темного подходов. Особое значение имеет иерархизация ценностей, разработанная баденской школой неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Можно говорить о выделении религиозной культуры – сис-темы ценностей, претендующей на окончательное определение истины через сакральное восприятие мира.
Аксиологический подход имеет серьёзное философское основание, т.к. своими корнями уходит в наследие ИммануилаКанта. Утверждение, что неокантианство полностью построено на оторванности бытия от субъекта недостаточно точно, т.к. ценностный мир непосредственно связан с историей. В ходе исторического процесса одновременно происходит реализация ценностей и их постижение. В этом смысле Виндельбанд рассматривает историю в гегелевском понимании как развитие и реализацию духа. Определение истины как самой универсальной ценности, иерархизация ценностей и прочее позволяют адекватно, т.е. с наименьшими искажениями, проникнуть в суть религии, религиозного мировоззрения и культовой практики.
Аксиологический подход В.Виндельбанда в области истории развил ГенрихРиккерт. Следует от-метить, что Г.Риккерт считает, что «фактически исторические науки имеют дело главным образом с ду-ховными процессами…», которые протекают не изолированно, а во взаимосвязи с социально-культурными отношениями. В основе понимания исторических событий, претендующего на научность, должно лежать соотнесение объектов исследования с ценностями. Он выделят объективные и субъек-тивные ценности, называя их нормативными и человеческими.
Ценности не столько абстрактны, сколько носят социальный, т.е. культурный характер. Культур-ные ценности появляются не сами собой, а в ходе исторического развития. К культурным относятся та-кие ценности, которые определяют историческое развитие. Ценности реализуются в определённых фор-мах, самой значимой из которых являлась религия. В этом смысле Риккерт справедливо видит, что рели-гия «стремится к сверхисторическому и трансцендентному», придавая ценностям одновременно объек-тивированный и мистический характер. Необходимо отметить, что в исторической концепции Г.Риккерта религия рассматривается в рамках исторической культуры (2).
При анализе конкретной исторической реальности необходимо использовать системный подход, который определяет культуру как целостную систему, состоящую из сложных, но органично взаимосвя-занных подсистем. Религия выступает в форме одной из наиболее важных подсистем. В качестве духов-ной реальности собственно выступает конкретно определённая религиозная система, определяемая в качестве православной культуры. Системный подход позволяет достаточно полно проследить культурогенез: процессы формирования, сохранения и ретрансляции религиозно-культурных ценностей.
Русская Православная Церковь как важная часть духовной структуры российского общества ак-тивно стремится определить своё место в переходный период. Православные ценности оказались востре-бованными наиболее ответственной частью общества. В Российской Федерации, в которой доминирует поликонфессиональная система, религиозная культура неоднородна. Развитие религиозной жизни в стране делает актуальной проблему сохранения и укрепления социокультурного единства народов Рос-сии. В современных условиях культура, опирающаяся на религиозные ценности, становится важным фактором динамичного и стабильного развития российских регионов.
Необходимо определить такое религиозное направление, как православие. Православие – одно из основных течений в христианстве, которое её адептами считается единственно истинным. Православие представляет собой сложный социально-культурный организм, включающий две системы: церковную организацию и религиозную систему ценностей и норм, образующих православную культуру. Православие есть единство церкви, т.е. церковной организации, определённой каноническими правилами и оформленным догматическим учением. Православие является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных стереотипов, соответствующих христианским нормам.
Западная Сибирь занимает особое место в Российской Федерации, в ней расположены важные экономические, научные и культурные центры. Западная Сибирь является важным геополитическим ре-гионом. Приобщение кузбассовцев к истории родного края, её духовно-нравственным истокам будет способствовать культурному росту земляков, стремлению изменить себя в лучшую сторону.
Территориальные рамки определяются выделением южной части Томской епархии дореволюци-онного периода. Более полно рассмотрен Юг Кузбасса, который входил в благочиние № 14 Томской епархии. Это современная территория Новокузнецка, Новокузнецкого, Прокопьевского и Таштагольско-го районов Кемеровской области.Хронологические рамки монографии связаны с образованием Сибир-ской епархии в 1621 – до рубежа XIX – ХХ веков – началом революционных потрясений в России и па-дением роли Русской Православной Церкви в социальной и духовной жизни России.
В конце 1980-х – начале 1990 гг. формируется православное краеведение как составная часть краеведческого направления в Кузбассе. Ранее данное направление в краеведении не могло возникнуть по идеологическим причинам. Последние годы можно назвать своеобразным «краеведческим ренессан-сом». В публицистических, научно-популярных и научных изданиях стали периодически публиковаться работы краеведческого содержания. История православия Кузбасса пользуется заслуженной популярностью, но период до 1917 г., в силу его специфики, сложности изучения, трудной доступности источников, не являлся основным.
В Кузбассе оформилось несколько центров по изучению православия дореволюционного периода. При определении краеведческих центров не учитывалась научная деятельность высших учебных заведений Кузбасса, которая имеет свою специфику. Значительный вклад в изучении православия и православной педагогики в Кузбассе был внесенЦентром духовно-нравственного воспитания и образования (ЦДНВиО) Новокузнецкого института повышения квалификации. ЦДНВиО активно участвовал в подготовке конференций православно-педагогического направления, подготовил к печати несколько выпусков сборника «Православные святыни» историко-краеведческого характера и др (3).
Одной из первыхотносительно крупных работ по истории православия в Кузнецке и его округе до 1917 г. становится публикация А. С. Шадриной «Из истории духовно-православной жизни Кузнецкого края XVII – первой четверти XX века» в первом выпуске сборника «православные святыни»(4). Редакти-рование и подготовка к печати солидной статьиА. С. Шадриной было осуществлено сотрудниками ЦДНВиО Новокузнецкого ИПК. Позднее данный материал был дополнен и издан в соавторстве в виде отдельной монографии «Очерки по истории православия (региональный аспект)» (5). При поддержке ЦДНВиО в 2003 г. появилась научная монография Л. А. Тресвятского «Духовная культура православия в Сибири» (6). Вдохновителем работы ЦДНВиО был К. Л. Карышев, с его уходом из Новокузнецкого ин-ститута повышения квалификации данный центр был закрыт (7).
Если первое научно-исследовательское и образовательное объединение Новокузнецкого ИПКпре-кратило деятельность, то новый центр под патронажем Кемеровской и Новокузнецкой епархии недавно возник. В Кемерово появился музей Истории Православия на Кузнецкой земле. У музея большой потен-циал, который активно организует просветительскую и научную деятельность.
Изыскания по истории отдельных приходов и храмов Кузбасса проводятся священниками Кеме-ровской и Новокузнецкой епархии, преподавателями и студентами Новокузнецкой Православной семи-нарии. Специализированные отделы Кемеровской митрополии активно сотрудничают с учеными веду-щих вузов Кемерово и Кузбасса.
Третьим центром краеведческой работы становится совокупность муниципальных музеев Ново-кузнецка, среди которых особо выделяются сотрудники музея «Кузнецкая крепость». Православное краеведение не стало доминирующим направлением в научной деятельности муниципальных музеев в силу объективных причин, но православная тематика в местном краеведении не обойдена стороной. По-мимо бывшего директора музея «Кузнецкая крепость» А. С. Шадриной необходимо отметить редактора краеведческих сборников, автора ряда статей по православию археолога Ю. В. Ширина. Научное творчество сотрудников музеев Новокузнецка будет отмечено ниже.
Историографиятемы православия на юге Кузбасса делится на несколько групп: исследования профессиональных историков по истории РПЦ в Западной Сибири, труды краеведов о родном крае, работы на стыке разных дисциплин историко-литературного, природно-географического, этнокультурологического характера.
К первой группе относятся исследования самого общего характера по проникновению и освоению русскими переселенцами новых сибирских земель. Деятельность РПЦ определялась через призму коло-низации российским государством новых территорий. Эти работы рассмотрены в отдельном параграфе первой главы «Распространение православия в Западной Сибири и на юге Кузбасса». Следует отметить научные труды С. В. Бахрушина,
Н. С. Юрцовского, М. М. Громыко, В. А. Липинской, Н. А. Миненко, Л. В. Островской, В. А. Ов-чинникова и др. Отдельно стоит упомянуть исторические очерки кузбасских историков «Русская право-славная церковь юга Западной Сибири» под редакцией профессора В. А. Волчека (8).
Ко второй группе следует отнести статьи и труды профессиональных историков, краеведов, кото-рые изучали отдельные аспекты социально-экономической и культурной жизни Кузбасса дореволюци-онного периода (А. М. Адаменко, Ю. В. Ширин, Н. А. Кузнецов, А. О. Кауфман В. Н. Добжанский и др.). Основные тенденции развития Кузбасса в этот период изложены в коллективной работе «История Куз-басса». Третий параграф «Развитие культуры в пореформенный период» главы «Кузбасс в период капи-талистического развития» «Истории Кузбасса» свидетельствует о роли Русской Православной Церкви в духовной жизни Кузнецкого края (9).
Работы третьей группы по содержанию находятся на границе истории, литературы, географии, этнологии, культурологии. Отметим вклад М. М. Кушниковой, В. В. Тогулева, В. М. Кимеева, Э. Ф. Чис-пиякова и др. Интерес к православной тематике активизируется благодаря М. М. Кушниковой и В. В. Тогулеву (11). Они через тему «Кузнецк и Достоевский» показали отдельные аспекты жизни местных священников и религиозной жизни на юге Кузбасса. Ещё в 1984 г. вышла книга М. М. Кушниковой «Ос-тались в памяти края…», в которой нас интересуют отделы «Вокруг старого училища» и «Кузнецкие летописцы» (12). Совместное творчество М. Кушниковой и В. Тогулева позволило создать фундаментальный литературный труд «Загадки провинции» (13). Работа становится ещё более ценной с привлечением архивного материала.
Ряд работ Д. Е. Кандрашина, В. Н. Усольцева, В. М. Кимеева, В. А. Курлюты посвящен храмовой архитектуре Кузбасса. Статья Э. Ф. Чиспиякова «История формирования этнической культуры шорцев» позволяет восстановить хозяйственный быт и духовную культуру народа до начала процесса христианизации на юге Кузбасса (14). Отметим труды по деятельности Алтайской духовной миссии и христианизации сибирских народов в Кузнецком крае (15).
За последние пятнадцать-двадцать лет появилисьстатьи и монографии, которые освещают те или иные аспекты церковной жизни Кузбасса: об иконописании в Кузнецке, Христо-Рождественском Куз-нецком монастыре и Алтайской духовной миссии и т. п. (16). Описание храмов и их строительство рас-сматривали: В. М. Кимеев, Д. Е. Кандрашин, В. Н. Усольцев, А. С. Шадрина (17).
Изучение Кузбасса в контексте влияния особенностей его географического расположения, соци-ально-экономические и политические процессы и духовная жизнь представлено в трудах преподавателей КузГПА: профессора Михаила Васильевича Дорофеева – первого коренного новокузнечанина, ставшего доктором исторических наук в постсоветское время, профессора Сергея Дмитриевича Тивякова (18), профессора Л. А. Тресвятского. Весьма ценной работой М. В. Дорофеева является «Историческое краеведение», в котором дана методика научного поиска, что помогает молодым краеведам организовать научно-исследовательскую работу (19).
К вспомогательной группе относятся справочники, отчеты, статистика (20). Из источников особо следует отметить «Памятную историческую записку, или летопись, о городе Кузнецке» И. С. Конюхова (21). Иван Семенович Конюхов «не побукве, но по духу» стал примером подражания для автора этой книги. Иван Конюхов не обладал особой грамотностью в современном понимании. Немногочисленные читатели тратили много сил и времени на прочтение «летописи» (22). Много сил ушло у редакторов «Кузнецкой летописи» на литературную подготовку к изданию летописи. В «летописи» меня подкупила духовная сторона жизни Ивана Семёновича. Любовь к Богу и Церкви он унаследовал от своего отца, который подвизался у кузнецких старцев Зосимы и Василиска. Значительный объем информации первоисточника посвящён церковно-приходской жизни кузнечан. Летопись пронизана любовью к жителям Кузнецка и его округе, автору не безразлична судьба Кузнецка, Кузнецкой земли.
В историко-культурологическом исследовании приводятся разнообразные источники: записки, воспоминания, деяния, жития, летописи, письма, рассказы, опубликованные источники, материал спра-вочного характера, церковно-служебная литература, архивные данные (23). Привлечены материалы Государственного архива Томской области (ГАТО) и Российского государственного архива древних актов (РГАДА).
Этой книгой автор отдаёт дань уважения Русской Православной Церкви и своей малой Родине – Кузнецкому краю и городу-труженику Новокузнецку, первенцу индустриализации, внесшему значитель-ный вклад в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, промышленному, культурному и духовному центру юга Кузбасса.
Выражаю благодарность Аману Гумировичу Тулееву, без гранта Губернатора Кемеровской области эта книга не смогла бы появиться (24). Искренне благодарю своих добрых помощников и советчиков: Любовь Ивановну Попову, Викторию Викторовну Тресвятскую, Максима Сергеевича Можарова, Нину Геннадиевну Коновалову. Мной учтены ценные советы заведующего кафедрой отечественной истории КузГПА Алексея Николаевича Худолеева, профессора Михаила Васильевича Дорофеева, краеведа и православного педагога Константина Львовича Карышева, преподавателя Кузбасской православной духовной семинарии, директора православной гимназии во имя Войно-Ясенецкого г. Новокузнецка, протоиерея Анатолия Геннадиевича Кошкарова.
Примечания и сноски
Введение
1.Двадцать лет назад, в 1993 г., отец Александр Пивоваров становится настоятелем Спасо-Преображенского собора Новокузнецка. Александр Иванович внес большой вклад в возрождение духов-но-нравственной жизни Кузбасса, он горел Христовой любовью до самого конца, до трагической гибели 12 мая 2006 г.
2.Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // Избранное. Дух и история. 1995. М., С. 40; Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997. С. 399.
3.Православие и образование: влияние на духовное развитие личности // Сб. докладов и тезисов выступ-лений участников науч.-практич. конф. Новокузнецк, 1995.
4.Шадрина А. С. Из истории духовно-православной жизни Кузнецкого края XVII– первой четверти XX века // Родные святыни: сборник статей по православному краеведению. Новокузнецк, 2001. Вып. 1. С. 3–55.
5.Тресвятский Л. А., Шадрина А. С. Очерки по истории православия в Сибири (региональный аспект). Новокузнецк. 2004.
6.Тресвятский Л. А. Влияние православной культуры на духовную жизнь в Сибири в XVII – начале ХХ вв. Новокузнецк. 2006.
7.Константин Львович продолжил организационно-научную работу в одном из отделов Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Издательские проекты с участием К. Л. Карышева: Вербицкий В. И. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии священника Василия Вербицкого / Ке-меровская и Новокузнецкая епархия. Новокузнецк. 2008; Рассказы об Иисусе Христе из Священной ис-тории И. М. Штыгашева: Книга для чтения на шорском языке / ред. Г. В. Косточаков. М., 2012. Послед-ние годы Константин Карышев посвятил исследованию жизни сибирского святого Петра Томского, про-живавшего в районе Кузнецка.
8.Русская православная церковь юга Западной Сибири (ХIХ–ХХ вв.): исторические очерки / Кемеров-ский университет; ред. кол. В. А. Волчек, А. М. Адаменко, В. А. Овчинников. Кемерово, 2007.
9.История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. Кемерово, 2006.
10.Тогулев В. В. Повествование о земле Кузнецкой. Кемерово, 1992.
11.Кушникова М. М., Тогулев В. В. Спорное завещание купчихи Фамильцевой, или… поединок иереев // Кузнецкая старина. 1994. Вып.2. С.185-192; Кушникова, М. М. Остались в памяти края: Страницы лите-ратурно-краеведческого поиска. Кемерово,1984.
12.Кушникова М. М. Остались в памяти края: Страницы литературно-краеведческого поиска. Кемерово, 1984.
13.Кушникова М. М., Тогулев В. В. Загадки провинции. «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в до-кументах сибирских архивов. Новокузнецк, 1996.
14.Чиспияков Э.Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая старина. 1993. Вып.1.
15.Шишигин А. Алтайский просветитель //Разыскания. Историко-краеведческий альманах. 1990. Вып. 1; Полузабытая страница сибирской истории // Там же.– 1992. –Вып. 2. ; Артемов Г. Телеуты Беловского района // Там же; Арзютов Д. В. Шорцы и северные алтайцы в XIX - начале XXI в.: этноконфессиональ-ные аспекты взаимодействия традиционных верований и христианства: диссертация ... кандидата исто-рических наук: 07.00.07 /Санкт-Петербург, 2007.
16.Например, статья Т. А. Бычковой и ряд др. статей. Бычкова Т.А. К истории иконописания Томского уезда XVII-XIX в. // Кузнецкая старина. 1993. Вып.1. С.122–123.
17.Шадрина А.С. Градостроительная структура Кузнецка XVIII-XX вв. и его памятники // Кузнецкая старина. 1994. Вып.2. С.15–27; Кимеев В.М., Кандрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. Кемерово, 1996.
18.Тивяков Сергей Дмитриевич, профессор кафедры методики обучения географии Кузбасской государ-ственной педагогической академии, лауреат премии Кузбасса, Почетный работник высшего профессио-нального образования, академик Международной Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения с 2000 г. Старейший член Кузнецкого отдела Русского географического сообщества с 1960 г. Председатель краеведческого объединения «Серебряный ключ», образованногопо инициативе сотрудников библиотеки им. Н. В. Гоголя города Новокузнецка. См. более подробно кн.:Серебряный ключ, 2007–2010: хроника и библиография Новокузнецкого городского краеведческого объединения / Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система им. Н. В Гоголя, Отдел краеведения; /сост. библиогр.: Киреева Т. Н.Новокузнецк, 2010.
19.Дорофеев М. В. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов исторических факультетов высших учебных заведений.Новокузнецк, 2012. – 200 с.
20.Справочная книга по Томской епархии за 1898–99 годы. Томск, 1900; Мисюрев А.А. Краткий истори-ко-статистический отчет Томской Епархии. Томск,1897; Церковное благоустройство :сборник дейст-вующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству. М. 1901.; Кеме-ровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви. Кемерово. 2003; Воспоминания старо-жила Кузнецка Г.В.Куртукова // Кузнецкая старина. 1993. Вып.1.С.151–179.
21.Конюхов И. С. Кузнецкая летопись.Новокузнецк, 1995.
22.Доцент кафедры отечественной истории КузГПА Андрей Николаевич Полухин вспоминает: «Я, один из немногих (думаю, что этих людей по пальцам можно пересчитать), кто работал с подлинником лето-писи Конюхова в НБ ТГУ, где она хранится. Было это на первом курсе ИФ ТГУ, когда я писал по этой теме курсовую. Тогда эту летопись ещё даже не напечатали». //www.kuzpress.ru/other/19–09–2011/19689.html (дата обращения 02.03. 2013 г.) Из устной беседы сА. Н. Полухиным следовало, что текст летописи не структурирован, содержит много ошибок, написан безграмотно и т.п.
23.Вербицкий В. И. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии священника Василия Вербицкого / Кемеровская и Новокузнецкая епархия; [рук. проекта иерей Виктор Соловей ; ред.: Карышев К. Л. ; сост.: прот. Игорь Кропочев]. Новокузнецк. 2008; Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии священника Василия Вербицкого / сост. прот. Игорь Кропо-чев.Новокузнецк, 2008; Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. – М. 1893.; Воспоминания старожила Кузнецка Г. В. Куртукова // Кузнецкая старина. 1993. Вып. 1. С. 151–179; Деяние о канонизации препо-добного Зосимы (Верховского; 1767–1833) местночтимого святого Московской епархии // Родные свя-тыни: сборник статей по православному краеведению. Вып. 2. Новокузнецк, 2002. С. 2–8; История Сиби-ри. Первоисточники. Вып. 6. Новосибирск,1996; Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, 1995; Летописи сибирские / Сост. и общая редакция Е. И. Дергачева-Скоп. Новосибирск, 1991; Письмо старца Зосимы из Сибири к монаху Павлу// Родные святыни.2001. Вып. 1.С. 72–75; Рассказы об Иисусе Христе из Священной истории И. М. Штыгашева: книга для чтения на шорском языке / ред. Г. В. Косточаков. М., 2012; Зосима (Верховская) монахиня Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле // Родные святыни, 2002. Вып. 2. С. 9–13; Кузнецкие акты XVII–XVIII вв.: сборник документов / сост. А. Н. Бачи-нин, В. Н. Добжанский. Кемерово, 2000; Миллер Г. Описание Кузнецкого уезда Тобольской Провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г. // Кузнецкая старина. 2003. С. 63–85; Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви. Кемерово, 2003; От Абы до Яи. Географиче-ский словарь Кемеровской области. Кемерово, 1970; Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству. М., 1901.
24.Средства Гранта были лично вручены автору Губернатором Кемеровской области Аманом Гумировичем Тулеевым 8 февраля 2013 г. на праздновании Дня науки в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва.
Глава 1.Распространение православия в Западной Сибири и на юге Кузбасса
1.1 Распространение православия в Западной Сибири в XVII–XIX веках
1.2 Проникновение православия в Кузнецкую землю
Глава 2.Кузнецк православный: храмы, приходы, причт
2.1 Место Спасо-Преображенского собора в духовно-нравственной жизни Кузнецкой земли
2.2 Жемчужина «сибирского барокко» церковь Одигитриевской иконы Божией Матери
2.3 Церкви особого служения
Глава 3. Сельские церковные приходы Кузнецкой земли
3.1 Крупные приходы сел Ильинского, Монастырского, Афонинского и Брюхановского
3.2 Средние сельские приходы
Глава 4. Вклад Русской Православной Церкви в духовно-нравственную жизнь Кузнецкой земли
4.1 Связь Алтайской духовной миссии с югом Кузбасса в процессе христианизации народов Западной Сибири
4.2 Кузнецкие старцы-исихасты Зосима (Верховский) и Василиск (Гаврилов)